http://centero.ru/whitebook/item/346-izmenenia-v-transportnoi-sisteme Мы завершили рассматривать ситуацию в сфере
строительства. Теперь переключим внимание на транспортную систему страны.
Транспорт - «кровеносная система» страны. Современное индустриальное общество нуждается в перемещении больших масс грузов и пассажиров на большие расстояния по всей территории страны и за рубеж. Особенно велико значение транспорта для России с ее исключительно обширной территорией и удаленностью источников сырья, энергоносителей и промышленных центров.
Транспортная система РСФСР в советский период развивалась как единое целое в масштабах всего СССР. Грузооборот всех видов транспорта - автомобильного, авиационного, воздушного, водного, морского, трубопроводного - рос стабильными темпами.
В годы реформы транспортная система РФ пережила кризис. Число работников в транспортных организациях сократилось с 1990 г. по 2012 г. на 2,1 млн человек (см. таблицу).
В 2006 г. на транспорте работали 6,5% всех занятых в народном хозяйстве; в 2012 г. на транспорте трудились 6,2% среднесписочной численности работников РФ. Среднемесячная заработная плата работников транспорта в 2006 г. была на 29% выше среднероссийского уровня, в 2010 г. - на 27%, в 2013 г. - на 26%. В апреле 2013 г. соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников транспорта составляло 11,3 раза.
С начала реформы суммарный объем перевозок сократился к 1998 г. почти вдвое. Потом появились признаки оживления. В начале 2010-х гг. по этому показателю в РФ восстановлен уровень РСФСР конца 1970-х гг. Динамика суммарного объема перевозок грузов всеми основными видами транспорта (включая автомобильный транспорт отраслей экономики) такова:
За годы реформы произошло резкое сжатие объема всех видов перевозок, изменение их структуры, переориентация с внутрироссийского на международное сообщение, причем в большой мере - на страны вне СНГ (на дальнее зарубежье).
Главной причиной уменьшения грузопотоков стало сокращение производства в ходе рыночной реформы и разрыв сложившихся хозяйственных связей между российскими регионами и республиками СССР, представлявшими собой единый народнохозяйственный комплекс.
Тесная связь объемов производства и грузоперевозок видна из динамики обоих процессов, представленной на рисунке.
На графике видно, что формы кривых динамики всех показателей в первые годы реформ почти в точности совпадают - транспортные потоки соответствуют уровню производства. Расхождение между этими кривыми стало увеличиваться после 1998 г. - рост производства (в стоимостном выражении) обгоняет рост перевозок, выраженных в массе грузов.
Другой причиной сокращения перевозок послужило резкое повышение тарифов на грузоперевозки, которое сделало убыточным многие виды производства и способствовало его спаду. Тарифы на грузовые перевозки только за 2000-2006 гг. выросли относительно 1999 г. в 4,5 раза (а за 2006-2013 гг. относительно 2005 г. - еще в 2,7 раза). Тем не менее, даже в 2006 г. 39,9% предприятий транспорта были убыточными (в 2004 г. - 46,3%, в 2005 г. - 41,4%). Более всего убыточных предприятий насчитывается в городском электрическом транспорте (68,4% в 2006 г., хотя в этом году этот вид транспорта в целом получил прибыль в размере 775 млн руб., в то время как в 2004 г. имел убыток 824 млн руб.).
В 2010 г. удельный вес убыточных организаций транспорта составлял 38,2%, в 2011 г. - 42,4, в 2013 г. - 38%. Сумма убытка для организаций транспорта в РФ в 2010 г. составила 52,8 млрд руб., в 2011 г. - 64,1, в 2013 г. - 83,9 млрд руб. Наиболее убыточен трамвайный и троллейбусный транспорт, а также автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию (в 2011 г. доля убытков от всей их прибыли составляла 93, 94 и 87%; в 2013 г. 75% организаций в сфере электрического транспорта были убыточными).
Наибольший вклад в общие убытки в транспортной деятельности вносят организации вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности (без складирования и хранения грузов, без деятельности туристических агентств), а также магистральный железнодорожный транспорт и воздушный транспорт (соответственно - 36, 22 и 14% в 2011 г.). На конец 2013 г. удельный вес убыточных организаций в сфере деятельности магистрального грузового железнодорожного транспорта составлял 9%, а воздушного грузового - 60%.
Кризис, вызванный реформой, проявился и в резком усилении сырьевой ориентации производства и экспорта. Кроме того, в результате разрушения сложившихся ранее производственных связей между регионами увеличилась доля перевозок в международном сообщении. Для транспорта особенно важным было ослабление хозяйственных связей между восточными и западными территориями России. Транспортные потоки, кроме внешних сообщений, замкнулись преимущественно внутри регионов.
Транспортные организации, за исключением железнодорожных, в основном приватизированы. 58% общей численности работников, занятых на транспорте в 2006 г., трудились в государственных и муниципальных организациях, 42% работников - в негосударственных организациях (частных, смешанных, общественных), в 2010 г. - 50,3 и 49,7%, в 2011 г. - 48 и 52%, в 2012 г. - 46 и 54%.