The mighty metropolis

Feb 14, 2015 10:05





Товарищи прислали ещё один перевод статьи с сайта Чатем Хауза, на этот раз статья посвящена будущему мегаполисов и перераспределению ролей между государствами и мегаполисами. Глобализация на марше. Что то вроде античной Греции, только на весь мир и во много раз мощнее.


Могущественныетмегаполисы

Автор: Мэтью Лефевр, исполнительный директор Фонда Новых Городов. Рикардо Мастини провёл исследование для этой статьи.

Города - острова процветания: крупнейшие мегаполисы набирают силу и влияние. Но смогут ли они выжить, если разорвут узы связи с породившими их странами?

В мире, примерно в середине 2009 года, число людей, живущих в городах превысило число сельского населения в первый раз в истории. К 2050 году примерно 70% населения Земли будет жить только на 3% земной поверхности - в городах. Эти городские агломерации становятся глобальными экономическими и гео-политическими игроками, с которыми следует считаться. Это серьёзно повлияет на нашу жизнь, работу и будущее.

Большая часть городского населения растёт в Азии и Африке за счёт миграции с сельской местности. По всему миру каждый год около 70 млн людей переселяется из сёл в города. Такие страны как Индия, Китай, Индонезия и Нигерия столкнутся с гигантским приростом - свыше 800 млн человек - в численности их городского населения за следующие 20 лет.

Не удивительно, города - двигатели мировой экономики. 750 крупнейших компаний и 57% мирового ВВП сегодя, и эта доля будет расти. Доклад New Climate Economy предполагает что 500 городов будут давать до 60% ВВП к 2030 году. Например, Токио сегодня имеет больший ВВП, чем вся Южная Корея или Испания, а ВВП Лондона больше, чем у всей Швеции.

Города всё в большей степени утверждают себя на глобальной политической арене. С потерей доверия государственным деятелям на уровне правительства, бывшие мэры и местные руководители становятся кандидатами на выборах государственного уровня. Примером могут служить новые президенты Италии - Матео Рензи, бывший мэр Флоренции, Индонезии - Йоко Видодо, бывший губернатор Джакарты.

Более уверенные чем они могут быть, города сталкиваются с огромными и всё более увеличивающимися общими вызовами. Это поразительно как городские агломерации всех размеров и различных стадий развития борятся с одинаковыми проблемами: заторы на дорогах, недостаток жилья, проблемы вывоза мусора, недостаток чистой воды и безопасность. Возьмём для примера дорожное движение: средняя скорость машин в растущей индонезийской столице - Джакарте - около 5 км/ч. И это справедливо во многих больших городах, от Пекина до Лос-Анжелеса, сдерживние развития и производительности обходится в миллиарды каждый год.


Города борятся с этими общими проблемами учитывая опыт друг друга. Борис Джонсон, мэр Лондона искренний и тщательно взлохмоченный, говорит о его частичной роли в этом доброжелательном подражании. Он ищет в других городах хорошие идеи и затем переносит их в Лондон как можно скорее. "Велосипед Бориса" ('Boris bike') - так назвали схему велопроката в Лондоне по имени мэра, однако сама схема была придумана во Франции и затем скопирована более чем в 600 городах. Это лучший пример переноса опыта из одного города в другой. Париж недавно сделал этот шаг вперёд, пригласив новаторов со всего мира для «переоткрытия Парижа», собирая лучшие идеи в мире.

Другой пример - это значительные достижения по климатическим проблемам. Общий нарратив в том, что города могут что то сделать с изменением климата, в то время как правительства стран медлительны и неэффективны. Растёт число городов присоединяющихся к международным сетям городов, таким как С40 (http://en.wikipedia.org/wiki/C40_Cities_Climate_Leadership_Group) «Большие города - Группа лидеров по сохранению климата», цель которой - обмен опытом по смягчению влияния на климат и продвижение здоровой конкуренции между городами. Эти сети - больше чем кросс-государственная платформа - уже сейчас является важнейшей ареной для создания и внедрения работающих предложений по климату. И определённо голос городов будет ведущим на конференции об изменении климата в Париже позже в этом году (http://en.wikipedia.org/wiki/2015_United_Nations_Climate_Change_Conference).

Мэры всё в большей степени отстаивают геополитическое влияние своих городов по традиционно более государственным проблемам, такой как иммиграция. "Лондонская виза", предложенная Борисом Джонсоном, позволит Лондону одобрять визу полезным городу кандидатам для иммиграции в Лондон (но не во всю Великобританию) - как попытка обойти длительный государственный процесс иммиграции. Идея в том, чтобы творческие таланты из Силиконовой Долины, Бангалора или Пекина могут помочь сделать Лондон мировым центром инноваций. Согласно плану Лондон будет получать годовую квоту в 100 виз по правительственной программе 1000 виз для исключительно талантливых людей. Борис Джонсон сказал, что Лондону "лишь надо найти одного Стива Джобса и "Apple" будет в наших руках".

Появление Лондонской визы указывает на потенциальный конфликт между городским и национальным правительством. Многонациональный и открытый Лондон, например, не соглашается с позицией остальной Британии где анти-иммигрантские партии, как например, Партия независимости Соединённого Королевства (United Kingdom Independence Part) пользуются популярностью. Лондон (где позиции Партии независимости Соединённого Королевства относительно слабы) кажется хочет сохранить двери открытыми, в то время как другие пытаются их закрыть. То же можно сказать и о Париже с партией Национальный Фронт, имеющей малый электорат. Однако теперь уже неочевидно как эта динамика будет развиваться после террористических атак в Париже.

Развитие городов также основано на финансовых рынках. Города очень хотят получить прямой доступ к рынку капитала для финансирования их огромных инфраструктурных нужд, без необходимости проводить их через национальный уровень. Рейтинговое агентство Фитч (Fitch) оценивает что города на развивающихся рынках начнут брать значительные кредиты для финансирования инфраструктурных проектов после многих лет застоя. Однако это не ново. Нью Йорк выпускает городские долговые облигации с 1812 года. Новизна тут заключается в том, что эта практика распространяется и на города в развивающихся экономиках. С передачей больших полномочий городам, местные правительства будут стремиться финансировать проекты через прямое кредитование. Во многих случаях города имеют лучший процент кредитования, чем окружающие страны.


Некоторые города, например Буэнос-Айрес, Сан-Пауло и Богота кредитуются на международном финансовом рынке, в то время как другие, такие как Санкт-Петербург и Йоханесбург - более активны на внутренних финансовых рынках. Китай начал осторожно разрешать некоторым городским правительствам выпускать долговые облигации по новой пилотной схеме.

Одна из наиболее интересных тенденций урбанизации - развитие средних городов. Около 400 из них, население которых в среднем меньше 2 млн жителей, устойчиво дают около 40% мирового дохода последние 15 лет. Огромные города в развивающихся странах стали историческими двигателями роста в развивающихся рынках. Эти мегаполисы также стали основными целями транснациональных корпораций, так как большинство новых богачей живёт в таких городах как Мумбай, Сан-Пауло и Шанхай. Однако от городов среднего размера на развивающихся рынках не только ожидают выработки большей части мирового дохода в грядущие годы, но и резкого роста их богатства. Большинство мирового среднего класса (семья с доходом больше $20 000 в год) будет жить в развивающихся экономиках к 2025 году, в противоположность сегодняшней ситуации. Большинство из этих новых богатых людей будут жить в средних городах.

Эти средне города, от Манчестера до Лакхнау, обычно борятся за выход из под тени Лондона и Дели и они часто, хотя и не всегда, застревают в ловушке низкой производительности. Изучая как развитые, так и развивающиеся страны, можно найти положительную статистическую зависимость между производительностью и размером города (до определённого предела). Большинство исследований полагают, что большие на 10% в количестве населения города предлагают заработанную плату на 0,2 - 1 % выше. Более эффективное распределение ресурсов, лучшее соотношение между покупателями и продавцами и более быстрый обмен знаниями являются основными формирующими факторами более высокой производительности в больших городах.

Причина почему некоторые города среднего размера в развивающихся странах всё ещё добиваются в их экономиках подъёма - поучительна. В развивающихся экономиках, большие города действуют как центры инноваций, но проигрывают в переносе производства готовой продукции в средние специализированные города, как это существует в случае передовых экономик. Поэтому, цикл производства большинства товаров и услуг в развивающихся странах завершается в наиболее дорогих городах за большую стоимость. Города среднего размера придерживаются производства более простых продуктов. Как следствие, большая часть высоко-образованной рабочей силы всё ещё притягивается к мегаполисам, затрудняя возможность развития городов среднего размера.


Урок тут в том, что средние города должны избегать попыток действовать как мегаполисы и перенимать стратегии разделения себя и процветать в тени их больших соседей. Существуют следующие примеры для подражания: Шарджа в Объединённых Арабских Эмиратах, Чэнду или Ханчжоу (средний размер по китайскому стандарту) или Ресифи в Бразилии.

Городам среднего размера стремящиеся к месту под солнцем следует следовать примеру американских городов. Согласно международной консалтинговой компании Глобальный институт McKinsey это в значительной степени небольшие города, такие как: Остин, Техас и Роли, Северная Каролина, которые двигают экономический доход в США. Доклад показывает что небольшие города отвечают за больее чем 70% ВВП США, сравните с 50% в Западной Европе. Причины для такого успеха разнятся. Некоторые города сфокусировались на качестве жизни (Болдер, Колорадо) и ценовой доступности. Другие выбрали стратегию в значительной мере основанную на налоговых преимуществах как в случае Стамфорд, Коннектикут с его большим количеством финансовых сервисов, размещёнными близко, но вне налоговой юрисдикции Нью Йорка. Другие принимают стратегию лишь быть особыми. В Орегоне неофициальный девиз города Портланд - "Оставим Портланд странным". Даже при сильном росте Нью Йорка и Лос Анжелеса, средние города будут опережать их.

За всю историю человечества, города создали большое количество замечательных идей и новшеств. В мире, который сейчас больше чем когда либо связан через технологии и дешёвый транспорт и в котором границы стран с большой скоростью размываются, город - это сущность, которая будет образом будущего. Горожане начинают смотреть всё чаще и чаще на городские правительства в поисках ответов на их наиболее волнующие проблемы. Компании всё в большей степени формируют городские стратегии, охотнее чем государственного уровня. Обмен опытом между городами будет формировать глобальную повестку. Города также удовлетворяют универсальную нужду для человеческого соседства, что является магической составляющей для развития. Таким образом этот век - действительно век городов.

The mighty metropolis February 2015, Volume 71, Number 1

На примере Москвы эти процессы очень легко можно заметить. А какая альтернатива? Большие империи?

think tank, chatham house, metropolis

Previous post Next post
Up