А. Аско-Авониус. Saarioinen, новое название форели и сеть холодильников.

Jun 15, 2020 14:21





Генеральный директор Saarioinen Oy Рейно Авониус и президент Финляндии Урхо Кекконен на рыбалке в Похттиолампи. 1965 г. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.66.

Компания Saarioinen заинтересовалась рыбоводством уже в 1950-х гг., но окончательное решение о создании рыбоводческого хозяйства на реке Вяяксюнйоки (Vääksynjoki) в Кангасала было принято в 1964 г. Рыбоводство изучалось за рубежом. В то время в Дании было много рыбных ферм, и группа из четырех человек отправилась туда, чтобы узнать все, что можно о питомнике и рыбоводстве.



Район, пригодный для разведения рыбы, был взят в аренду у усадьбы Вяяксю (Wääksy). Построенное на этой территории рыбоводческое хозяйство в течение некоторого времени было самым крупным прудом с лососем в Финляндии. В хозяйстве было около 160 садков. Но у хозяйства в Вяяксю была проблема, состоящая в том, что вода, текущая в реке, излишне нагревалась, и рыбная молодь погибала. Компании Saarioinen пришлось несколько раз покупать рыбью молодь в течение этого же года.

По этой причине, для разведения мальков было найдено другое, более подходящее место в Вилккиля, Лянгенмяки (Längelmäen Vilkkilä). Из рыб материнского стада доили икру, смешивали с молокой, из оплодотворенной икры вылуплялись мальки. Мальков растили и переселяли в садки.



Садки для выращивания мальков радужной форели. Рыбоводческое хозяйство Вяяксюйоки компании Saarioinen Oy. 1964 г. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.65.

В 1966 г. родилась идея создания зоны отдыха рядом с рыбоводческим хозяйством Вяяксюнйоки. Местность назвали согласно небольшой ламбе Похтиолампи (Pohtiolampi), располагавшейся в этом районе, и это место стало популярным туристическим направлением. На Похтиолампи было кафе, где предлагали рыбалку на форель, мангал, и луонтополку (luontopolku; рекреационная тропа или маршрут с указателями, объясняющими особенности окружающей природы).

В то же время Похтиолампи способствовало связям компании Saarioinen с общественностью. На Похтиолампи рыбачил президент Урхо Кекконен, известный в Тампере торговый советник Калле Кайхари (Kalle Kaihari), и многие другие финские знаменитости.

В те же года, что Saarioinen стала выращивать радужную форель, эта рыба наконец-то обрела свое современное название в финском языке.

Семга - это атлантический лосось, Salmo Salar (род Salmo - лососи) семейства Лососевые. По-фински, лохи (lohi), т.е. лосось.

Lohikala или Микижа (Salmo irideus), по-фински лохикала или лососевая рыба, (lohikala, от lohi - лосось, kala - рыба) плавает в дикой природе в североамериканских тихоокеанских реках. Ее культивировали в быстрорастущую, вкусную рыбу, подходящую для разведения в прудах, т.е. радужную форель, которую финны первоначально стали называть sateenkaarirautu (радужный голец; sateenkaari - радуга, rautu - голец). Рыбу так стали называть из-за того, что она похожа на арктического гольца или Salvelinus alpinus - рыбу из рода Гольцы (Salvelinus) семейства лососевых, которая обитает в холодных водах.

Радужная форель в настоящее время носит название Oncorhynchus mykiss. Род Oncorhynchus означает "тихоокеанские лососи", указывает на тихоокеанское происхождение этой рыбы.

Согласно легенде, президент Финляндии Урхо Кекконен, известный как заядлый рыбак, посчитал устоявшееся финское название рыбы слишком сложным и предложил в 1965 г. назвать ее kirjolohi (спектровый лосось, от kirjo - спектр, lohi - лосось). Радужная форель поменяла свое финское имя, перестала ассоциироваться со своими родственниками гольцами и стала привычным лакомством почти на каждом финском обеденном столе.

Saarioinen Oy стало также выпускать копченую форель и форель-граавилохи (graavilohi). Граавилохи - это метод приготовления красной рыбы, когда она засыпается солью, сахаром, укропом и перцем, заворачивается в холст, выдерживается 3-4 дня под прессом в холодном месте. Этот метод происходит от средневекового метода засаливания рыбы с легким брожением.



Копченая форель и форель-граавилохи Kulta Kukko от Saarioinen Oy. 1960-е гг. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.65.

Расширение производства Saarioinen Oy по соседним сельским обществам, муниципалитетам и даже провинциям в связи с развитием прежних направлений бизнеса и появлением новых привело к тому, необходимо было начать решать вопрос с логистикой и регулярным снабжением.

В 1950-х годах у Saarioinen было два грузовика, поддоны которых можно было накрыть брезентом. Они ездили вдоль берегов Лянгельмявеси (Längelmavesi) в направлении Тампере и доставляли ассортимент усадьбы напрямую клиентам. В остальной части Финляндии заказы доставлялись почтой, автобусами и поездами.

В 1958 г. было завершено строительство новой дороги от Сахалахти до Тампере и строительство моста Пелисалми (Pelisalmi) через Лянгельмявеси. Однако дорога сразу же разочаровала. Муниципалитеты хотели путь шириной 7 м., но дорога была построена шириной 6 м. Считается, что Рейно Авониус сыграл значительную роль в том, что этот дорожный проект вообще был реализован.

В начале 1960-х годов Saarioinen купил два фургона Volkswagen и нанял двух продавцов для продажи с машины консервов и готовых блюд. Один из них совершал поездку по магазинам розничной торговли в Тампере и по прилегающим к нему районах, а другой направлялся в Оривеси (Orivesi), Мянття (Mänttä) и Вилппула (Vilppula).



Один из первых фургонов, приобретенных в конце 1950-х гг. для доставки продукции Saarioinen по магазинам. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.68.

Утром продавцы полностью загружали свои фургоны и отправлялись в путь из одного продуктового магазина в другой. Они представляли директору магазина товары, что были доступны прямо сейчас, размещали продукты на прилавке магазина и собирали предварительные заказы на следующую неделю. Транспорт с холодильной установкой был в то время неизвестен. Охлажденные готовые блюда упаковывались в фанерные ящики и между ними помещались листы фанеры. Если продукты портились в магазине во время торговли, продавцы Saarioinen были обязаны вернуть их на завод в свой следующий приезд. Эта практика была направлена на укрепление доверия клиентов к компании Saarioinen.

Постепенно власти стали обращать внимание на сферу продажи готовых продуктов питания. Первый вариант Закона о пищевых продуктах для перевозки свежих продуктов вступил в силу в конце 1960-х годов. Закон был довольно общим, но требовал какую-нибудь систему охлаждения для автомобиля, если перевозка свежих продуктов занимала более двух часов. В связи с изменением законодательства Saarioinen начал разрабатывать холодильное оборудование для транспортных средств в сотрудничестве с автомобилистами.



Один из двух грузовиков, обеспечивавших в 1940-е-1950-е гг. доставку продукции Saarioinen. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.68.

К счастью, молодые предприниматели в сфере транспорта осознали, что перевозка продуктов питания может стать бизнесом будущего. Первый грузовой фургон, достигший стадии испытаний, был настолько большим и тяжелым, что кроме холодильной установки не осталось места для другого товара.

Следующая версия холодильника была прикреплена к двигателю грузовика, но холодильник упал на дорогу во время поездки, когда монтажные болты вышли из строя. В итоге сотрудничество с отечественным производителем холодильного оборудования было успешным. Видимо, это была компания-сестра Upo Oy, еще одно детище Аукусти Аско-Авониуса. Был разработан холодильный аппарат, чтобы летом охлаждать багажник, а зимой согревать его, чтобы продукты не замерзали. Холодильное оборудование было сначала установлено на дальнобойные фуры, а затем на доставку/развоз по окрестным магазинам.

При перевозке продуктов питания теперь было запрещено перевозить также и другие товары как раньше. Saarioinen для улучшения холодильной сети взялся арендовать площади на грузовых терминалах, куда устанавливались сборные холодильные контейнеры. Когда фура достигала места назначения, ее груз выгружали в контейнер, из которого продукты забирал фургон для доставки клиентам. Вместе с тем на крупнейших грузовых станциях для хранения свежих продуктов появились стационарные холодильники.



Фургоны Volkswagen для развоза продукции по магазинам стали активно использоваться Saarioinen Oy уже в начале 1960-х гг. Фото: Kaisu Avotie, Leena Avotie. Saarioinen. Kartanosta elintarvikekonserniksi. Helsinki, 2011. s.69.

Распределение товаров по магазинам и предприятиям общественного питания Saarioinen осуществлял как на собственных автомобилях, так и на автомобилях транспортных компаний. Постепенно Saarioinen отказался от собственных автомобилей и перешел на технику, взятую в лизинг и услуги независимых автотранспортных компаний. Первоначально распределительная сеть охватывала ось Тампере-Хельсинки-Турку. Постепенно в сеть была вовлечена и вся остальная часть Финляндии. Логистическая сеть выстраивалась по частям в течение 10-15 лет. Из цеха погрузки пищевого завода в транспортный цех ежедневно отправлялась информация об отправлениях, и на этой основе бронировались транспортные средства на каждый день. Жизненный опыт учил хорошей организации доставки в разные места. Транспорт на север отправлялся первым, а грузы в соседний район грузились последними.

Таким образом, в 1960-е гг. система усложнилась, но большая часть продаж осуществлялась по старинке посредством личных визитов к клиентам. Продажи и распределение с автомобиля продолжали работать, продукты доставлялись по магистралям в населенные пункты, откуда фургоны развозили их по магазинам.

С.Ф.

Предыдущая часть здесь.

Следующая часть здесь.

история бизнеса, аналитика, Бренды Финляндии, reino avonius, Бизнес в Финляндии, Аукусти Аско-Авониус, Финляндия, saarioinen oy, Жизнь в Финляндии, инвестиции, история брендов, saarioinen, расследования, бизнес и финансы, История Финляндии, aukusti asko-avonius, Рейно Авониус, истории успеха, Предприятия Финляндии

Previous post Next post
Up