Последние дни постоянно слушаю одно из самых моих любимых оркестровых сочинений ХХ века: Симфонию №5 Гавриила Попова. Не уверен, но по-моему это первая со времён Бетховена симфония, которая имеет название "Пасторальная". Достаточно странно и необычно для композитора, предыдущие крупные сочинения которого были на героико-патриотические темы (Симфонии №№2 и 3), либо в духе (анти-)утопического конструктивистского авангарда (Симфоническая сюита "Комсомол - шеф электрификации", Симфония №1). Странной и необычной, особенно для того времени (конец 50-х) звучит и сама музыка: эдакая причудливая смесь Римского-Корсакова, Стравинского, Дебюсси и местами достаточно явно проклёвывающегося пафоса соцреализма. Удивительно, насколько глубоко Попов раскрывает тембровые возможности симфонического оркестра, порою создаётся ощущение, словно слушаешь электронную музыку, воспроизведённую на одном из современных синтезаторов, а не традиционные музыкальные инструменты. Впечатляет и работа с ритмом: вся симфония представляется живым существом, которое дышит и развивается в своём нелинейном времени, и музыкальный материал, несмотря на программность, воспринимается целиком, как огромное и богатое переживаниями путешествие в его фантастический внутренний мир.
Конечно, остаётся только жалеть, как такая необычная, явно располагающая к себе, чарующая своей энигматической красотой музыка, по-видимому, исполнялась считанное число раз и вообще была бы забыта (как забыта, например, 4-я Симфония того же Попова, о жанре которой спорят до сих пор: то ли симфония для струнного квартета, то ли симфония для хора), если б не была в своё время записана и издана в 90-е на CD.
Вот эту единственно-существующую (и очень достойную, сделанную под управлением неизвестного мне и не ясно, каким образом имеющего отношение к музыке Попова дирижёра Гургена Карапетяна) запись я и предлагаю послушать:
Click to view
Особенно я люблю фрагмент с 13:25 до 17:15