Александр Локшин

Jun 11, 2020 19:42

Последние недели, блуждая по советским композиторам не-первого эшелона (о которых тоже хочется написать, в частности о Задерацком), я вышел на давно мною любимого Александра Локшина. Не скажу, что снова им увлёкся, хотя очень хорошо помню то удовольствие, с которым я слушал его несколько лет назад, особенно Восьмую и Девятую симфонии, мне всегда было очень жаль, что они такие короткие, хотелось слушать и слушать (и, кстати, ему очень везло с исполнителями: нельзя не сказать о Баршае, с которым они дружили; также замечательные вокалисты). Однако раньше меня всё-таки смущало в его музыке то, что он хоть и пользуется весьма эффектными и хорошо узнаваемыми приёмами, но их набор довольно-таки ограничен, и они, практически в неизменном виде, кочуют из симфонии в симфонии. Но сейчас, послушав к ряду с 5-й по 11-ю, я пришёл к мысли, что это как будто бы единая вокально-симфоническая тетрадь длиной почти во всю творческую жизнь композитора. Сюда же можно включить и "Из лирики Франсуа Вийона", и "Три сцены из Фауста", и, наконец, Сюиту на ранние стихи Тихонова, которая бы уравновесила несколько выбивающуюся из общего стиля используемой лирики Девятую Симфонию. Все эти сочинения, если слушать их вот так одним корпусом, производят ещё более сильное сильное впечатление, чем каждое по-отдельности, хотя, конечно, в итоге получается довольно продолжительный хронометраж. И ощущения: пожалуй, если бы меня попросили назвать наиболее депрессивного из всех известных мне композиторов, имя Локшина пришло бы мне на ум первым.
Предлагаю послушать уже упомянутые "Три сцены из Фауста" (куда входят "Песенки Маргариты" - третья часть цикла). По-моему композиторы не часто обращаются к этим стихам, и это даже кажется вполне понятным:

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Больше музыки Локшина можно найти на сайте classic-online.

P.S. Оказывается, сегодня годовщина его смерти.
Previous post Next post
Up