Рассказывала школьникам об опере Садко и пересмотрела под это дело несколько постановок. Что-то целиком, что-то фрагментами. Хочу поделиться впечатлениями.
Итак, я смотрела
1. Большой театр, 2020
2. Геликон опера, 2016
3. Голландский Opera Ballet Vlaanderen
4. Кировский театр оперы и балета 1994
5. И еще не успела посмотреть постановку Большого театра 1980
🎭Про новую Большого театра наверное, все знают уже. Что Садко, Любава и Волхова - это люди из нашего времени, которые пришли в такой парк развлечений и попали в реалистичную игру, типа как в триллере "Игра" с Майклом Дугласом.
Садко там - неустроенный в жизни человек, который сам не понимает, чего хочет. Волхова - успешная бизнес-вумен, которой хочется влюбиться, а Любава - мечтает разобраться в своей личной жизни, почему ее все бросают.
(Садко и Волхова в финале оперы)
Декорации и костюмы - такое ощущение, что художники решили придавить зрителя визуальным рядом - настолько там все ярко, разнообразно и крупно.
Хотя из этой постановки становится понятно, кто такой Старчище (который внезапно прерывает свадебные пляски на Морском дне и отправляет Садко с Волховой на берег, и ни до, ни после больше не появляется). Это управляющий парка развлечений, куда пришли герои и проводник в мир Игры.
👌 Постановка Большого в 1980 и Кировского театра - классические спектакли в древнерусских костюмах, с мужественным Садко. Именно их можно посмотреть с детьми для первого знакомства (если, конечно, кто-то вообще смотрит оперу с детьми целиком 😎)
❤️Геликон-опера - по-моему, самая классная постановка. Хотя там тоже есть нюансы.
Садко там все время с бутылкой. И когда во второй картине он видит не белых лебедей, а прекрасных девушек, то создается ощущение, что у него просто белая горячка.
В семейной линии тоже. У Римского-Корсакова Садко оставляет на только свою жену Любаву чтобы странствовать по морям. А тут у него и жена, и трое детей. Садко нам рисуют не только пьяницей, бабником, но ещё и безответственным отцом)
Прикольная сцена, когда Садко возвращается с Ильмень-озера домой, к жене Любаве. Она там сначала грустит, что его нет и что он ее не любит, а потом, когда видит его - поет радостно: "Вот идет муженек, мир-надежа мой!" и так далее, другие ласковые и хвалебные слова. А в Геликоне Любава на этих словах начинает лупить Садко пинками и своей шалью, и песня из радостной получается издевательской.
А там там и голоса отличные (Садко - ♥️), и по образам - вот ни больше, ни меньше. Это не классическая постановка, но и не откровенно эпатажно современная, с "переносом действия в наши дни".
Классные скоморохи в начале оперы. В меру пьяненькие, немного придурковатые.
Идеальная Волхова, настоящая русалка - и по голосу, и по образу. Вот смотришь на нее, и кажется, что именно такая она и должна быть.
(Волхова - Лидия Светозарова)
😱А самая жуткая постановка - в голландском театре. Это же как надо относиться к Римскому-Корсакову, чтобы из красивой сказки сделать настолько чернушную постановку, что после просмотра остается такое противное чувство, как после рассказа "Превращение". Сила искусства.
Садко в сцене свадьбы с Волховой натурально закапывают в гроб. А когда она ожидает его на дне морском, сидит в крайне неприличной позе)
В самом начале, когда гости смеются над Садко на пиру - его там реально мочат, раздевают до трусов и потом он в мокрых и грязных трусах и майке (то ли в крови, то ли в вине) идет на озеро петь песни. Как он умудрился понравиться Волхове в таком виде - непонятно.
Хотя она сама там настоящая нежить на вид, Садко всю оперу ее реально боится, смотрит на нее с ужасом в глазах, а в конце оперы убивает ножом.
Эту постановку я посмотрела целиком до конца - интересно было, как далеко зайдет мысль режиссера.
А, ну и еще молодой гусляр Нежата там - пышная негритянка джазового вида. (Нежата - женская партия, обычно ее поют меццо-сопрано в мужском костюме, а тут вот так). Но по сравнению со всем остальным в этой постановке - это вполне нормально, конечно.