О прошлом и памяти

May 19, 2013 15:09

Пытаясь вспоминать свое прошлое (фактологическое, эмоциональное, чувственное) и как-то анализировать его, постоянно наталкиваюсь на усложняющие этот и без того нелегкий процесс когнитивные искажения. Сначала в момент "записи" в памяти тех или иных событий или рефлексии о них, всё это дело проходит через эмоциональную призму того состояния, в ( Read more... )

размышления, прошлое

Leave a comment

berlinguide May 20 2013, 16:23:40 UTC
прошлое есть то что ты действительно хочешь

если ты ничего не хотел или было непозволительно хотеть - это время просто не существует это дыра его придётся придумывать протезировать но это будет блёкло и ненастоящее

Reply

sexreflexion May 20 2013, 16:35:10 UTC
Да, я знаком с подобной теорией, хотя я не совсем с ней согласен.

У меня изредка бывают состояния, обычно перед сном, когда моя память как будто активизируется, и я с абсолютной точностью и яркостью вижу прошлое. При этом я не вспоминаю каких-то моментов о которых забыл, но это настолько яркое погружение в прошлое, что оно похоже на реальное путешествие в него. Подобный эффект есть от запахов, когда запах активирует фрагмент памяти, связанную с этим запахом.

Безусловно, наиболее отчетливо в памяти отображаются наиболее волнительные или эмоционально значимые моменты, но я немного о другом: о том, что нет критерия оценки адекватности наших воспоминаний тому, что происходило в действительности, особенно если это происходило в собственной голове. Конечно, можно задаться вопросом: а насколько нужна подобная оценка, но это уже больше философский нежели практический вопрос. :) А мне действительно интересно знать, насколько верно я помню сейчас свои ощущения в прошлом?

Reply

berlinguide May 20 2013, 16:39:35 UTC
"А мне действительно интересно знать, насколько верно я помню сейчас свои ощущения в прошлом?"

а зачем тебе это? как появляется это желание?

зачем весь этот ретроскопический пруст?

да, ясен пень, от пустоты активируются запахи вкуснятины из прошлого

Reply

sexreflexion May 20 2013, 16:51:07 UTC
Мне уже можно ложиться на кушетку? :)

Ответ на вопрос "зачем" - прост и банален, это - любопытство. Люблю я исследовать мир вокруг себя и себя, как часть этого мира. Отсутствие ответа на вопрос не делает для меня вопрос автоматически бессмысленным. Конечно, со стороны это может показаться пустой прустовской игрой, но мне нравится эта игра и я ее никому не навязываю. :)

Нет, мои воспоминания состоят далеко не из вкуснятины, и, нет, не пустота теперешняя их порождает. Скорее меня интересует феномен памяти как таковой, начиная от физиологических и биологических основ памяти и заканчивая всякой эзотерикой-метафизикой на эту тему. Потому что память это основа личности и нашего самоощущения и самоосознания.

Конечно, иногда проще все свести к уровню и категориям патологии-лечения, но мне такой подход, если честно, кажется искусственно суженным.

Reply

berlinguide May 20 2013, 16:52:56 UTC
Память не основа личности.

Основа личности - настоящее, его силовое поле. Можно вообще потерять память и продолжить жить, просто оказавшись всё в том же месте в тех же связях, языке и так далее.

Reply

sexreflexion May 20 2013, 17:09:53 UTC
Отвечу вопросом: ты читал О.Сакса? В описанных им случаях очень наглядно показана сложность конструкции "личность" и то, что память если и не основа, то очень важная составляющая часть. Именно память позволяет нам ощущать непрерывность времени, узнавать и адекватно реагировать на всё, что нас окружает, включая и самоосознание. И любые нарушения памяти, очень драматически сказываются на личности и сознании.

Буддийские медитационные практики, направленные на деперсонализацию и концентрацию на "здесь и сейчас" безусловно интересны и многое дают. Но они слишком оторваны от нашей обычной жизни.

Феномен времени интересен сам по себе, и он сильно связан с памятью. Конечно, можно смотреть на время исключительно с тоски зрения ТО, и тогда вопрос о реальности прошлого во многом отпадает, но она (ТО) не включает в себя субъект восприятия. А память это единственное, что дает нам ощущение времени.

Reply

berlinguide May 20 2013, 17:14:57 UTC
прости я клал на сакса даже не читав его,(
у меня друзья хорошие, один возглавляет перспективное отделение в лучшей психиатрической клинике в европе и сам решает что в личности главное, и очень обоснованно, и я доверяю его мнению... а второй там же лечит успешно зависимости... я к тому что говорить можно не улетая к авторитетам а исходя из логики двоих собеседникосв, тогда не очень-то и важно кто сакс а кто решает что такое личность в европе

Reply

sexreflexion May 20 2013, 17:23:59 UTC
Это был отсыл не к авторитету, а к информации. И даже не отсыл, а просто вопрос, который ты почему-то воспринял несколько болезненно. Авторитеты для меня не значат ровно ничего, до тех пор, пока я не пропущу через себя информацию, и не сделаю своих собственных выводов, на основании которых я уже смогу экстраполорировать свое доверие к тому или иному специалисту.

Да и спорить с тобой у меня цели, собственно, не было. А уж кто и как именно решает, что такое личность в Европе, как мне кажется, и вовсе выходит за границы нашего общения.

Reply

berlinguide May 20 2013, 18:14:09 UTC
Очень важно, что факт того, что такое личность - очень размытый факт. Оно как дышло, куда поверти, на то и вышло.

Reply

sexreflexion May 20 2013, 18:51:47 UTC
Не спорю. Но подобный тезис в любой беседе ведет к тупику: раз объект обсуждения есть материя размытая и неопределенная, то и обсуждать её нечего. По крайней мере никакого более конструктивного смысла в в нём (тезисе) не обнаруживаю.

Reply

berlinguide May 20 2013, 18:56:27 UTC
В общем, Сакс мне не понравился,)

Reply

sexreflexion May 20 2013, 19:06:18 UTC
Да, с Саксом промашка вышла. :))

На самом деле извини, я чего-то немного перевозбудился на пустом месте и без повода. :) Просто есть у меня тяга к подобным разговорам, но, увы, собеседников я особо не наблюдаю. Вот и варится это все у меня в черепушке. :))

Reply

berlinguide May 20 2013, 19:11:40 UTC
Да ты спокойнее относись,) Если мне неинтересно, я просто не комментирую дальше.

Reply

sexreflexion May 20 2013, 19:17:14 UTC
Я стараюсь. :)

Дело не в том, что я опасаюсь потерять твой интерес, это само по себе тоже нормально. Просто у меня, как и очень многих, при несовпадении взглядов или мнений в дискуссии, начинается некоторое эмоциональное перевозбуждение. Осознаю его глупость и непродуктивность, но оно плохо контролируется. :))

Reply

berlinguide May 20 2013, 19:22:13 UTC
Аааааааа..... мамаааааааа,)))) аааа,) постоянная тема контроля,) ну что же так-то.)

Reply

sexreflexion May 20 2013, 19:38:15 UTC
Ну уж как оно есть. :))) Я не против диагнозов для себя, наоборот, буду за них признателен. Например, я совершенно не замечал, что тема контроля настолько выпирает из моих слов. Учту. :)

Reply


Leave a comment

Up