Игорь ПоночевныйУ меня во френдах есть украинские политики и депутаты:
Borislav Bereza,
Borys Filatov. Хотел бы обратить их внимание вот на какую вещь.
Помню, живя в России, страдал, оформляя разрешение на вывоз своих картин. Паразитирует в России на этом Минкульт и присосавшиеся к ним "эксперты", заполняющие гору бумажек и берущие за это мзду. Процедура совершенно бесполезная и долгая, сам смысл ее для меня загадка: почему, если картина вдруг признается имеющей художественную ценность, я не могу продать ее за границу и она может продаваться только российским коллекционерам, и будет гнить в лучшем случае в запасниках Русского музея? Порочная идея такого запрета означает, что Государство всегда в случае необходимости изымет ее из любой частной отечественной коллекции, а из зарубежной - руки коротки.
Особенно это удивительно в эпоху, когда границы открыты и художественные ценности легко перемещаются по миру. Зная, что в законе прописан срок 1 месяц на выдачу разрешения на вывоз, Минкульт и прикормленные им "эксперты" вымогают деньги за ускорение этой процедуры, но при этом даже не смотрят на сам предмет экспертизы. Сама техническая процедура "выдачи" минутная, но сопряженная с этим волокита позволяет пить у художников и покупателей кровь. Без такой бумажки картину не примут на почте для отправки за границу, изымут на таможне при вывозе в багаже. И ладно еще я, живущий в Питере, мучался. А, например,
Maxim Dranitsin вынужден ездить из Мурманска в Питер, чтобы оформить такое разрешение.
Теперь расскажу, как это делается в США. Никакого разрешения на вывоз и отправку своих работ я не делаю, тут это не требуется по законам. Цивилизованное государство доверяет своим гражданам, и не вымогает от просителя бумажку, что он не украл свою собственную картину в Эрмитаже. Я иду на почту с запакованной работой, указываю, что это картина, вручаю таможенную накладную, бланки которой лежат тут же на почте, и которых я взял целую кипу домой и там и заполнил - всего одна страничка, необходимая на отправку International.
С удивлением узнал, что эта порочная практика осталась и в Украине. Приехавшие на ПМЖ из Одессы друзья рассказали, с какими мучениями вывозили семейные реликвии, в том числе - и предметы собственного изобразительного творчества. Мне кажется, вместе с ликвидацией советских артефактов, памятников, пора отправить на свалку истории и эти законодательные нормы. Понимаю, какой вой поднимется у заинтересованных лиц: "всю культуру вывезут!" В Америке почему-то не вывезли.
Игорь Поночевный Что означает понятие "вывезти художественные ценности" для художника, коллекционера, народа, берегущего свою культуру и чиновника, стерегущего ее? Что это по сути? Вот, положим, украинский художник Тарас Петренко написал картину "Три зеленых треугольника, пьющие шмурдяк", а ее признали "художественной ценностью", которую теперь не вывезти за границу. И поэтому теперь она должна храниться в украинском музее или у украинского коллекционера, короче, не покидать территорию Украины. Но Петренко в гробу это видал: музей ему денег не даст, или даст копейки, а он хочет есть, пить и девок водить.
И идет Петренко к украинскому олигарху Мамедову, который покупает у художника картину за десять тысяч и вешает ее на даче, аккурат над золотым унитазом. И кто эту художественную ценность увидит, какой народ? А никто не увидит, и будет она висеть над унитазом во веки вечные, и сын Мамедова на нее будет смотреть и внук, и правнук, который проковыряет ее ради любознательности гвоздиком.
Теперь представим, что никакой Минкульт ничего запретить не может, и что легко можно продать свою картину за границу, и тогда Петренко продает ее олигарху Джеймсу из Техаса, и не за десять, а за двадцать, который повесит ее на своем ранчо. В чем, спрашивается, разница между дачей Мамедова и ранчо Джеймса? Да ни в чем. Что там ее украинский народ не увидит, что тут. Так зачем же, спрашивается, дурацкий закон, предписывающий получать разрешение на вывоз?
А вот зачем. В советское время понятно как было. Взяли и отобрали у владельца и коллекционера и повесили в музей: смотрите, любуйтесь, трудари, только руками, говны, не трогайте. А чтобы коллекционер не вякал - расстрелять, как бешенных собак. Процедура вывоза была обставлена множеством запретов и ограничений. Сдохла советская власть - но дело ее живет. Цветет и пахнет, но более - смердит. Теперь этой разрешительной процедурой управляет толпа бездельников - государственные чинуши, оплачиваемые из кармана украинского народа. Рядом с ними лакомый кусок пирога - мзду заинтересованных просителей - делят эксперты, выносящие оценку. Вокруг бесполезной и ненужной процедуры выстроена бюрократическая конструкция, сущность которой вам глубокомысленно объяснят заинтересованные люди: не дать вывезти, не разворовать, сохранить. Однако на самом деле объяснение пустое: не дает воровать полиция, а не канцелярский червяк. А вывезти - не означает потерять. В развитом демократическом государстве, где уважается право собственности, нахождение картины в частной украинской коллекции не дает властям никакой преференции перед нахождением в коллекции зарубежной.