Карл Кенинг Эмбриология и возникновение мира

May 19, 2011 14:51

Часть вторая. Первый доклад

Дорогие друзья! Я очень рад, что мы теперь имеем возможность продолжить курс, начатый нами ранее. Ведь то, что я пытался представить до этого, является лишь первым этапом уникального процесса, связанного с рождением человека. Этот процесс можно было бы сравнить с некой великой драмой, состоящей из четырех актов; и то, что мы рассматривали ранее, является лишь первым актом этой драмы. Но теперь я хочу вместе с вами проработать то, что представляет собой как раз второй акт. Впрочем, если мы затронем также и третий акт, и даже четвертый, нам все равно не удастся рассмотреть все нюансы, необходимые для полного представления об эмбриональном развитии.
Итак, первый акт, как вы помните, связан с формированием эмбриональных оболочек. Но эти оболочки еще ничего не говорят о самом эмбрионе, они лишь формируют окружение, в котором последний может жить и развиваться. И это ведь вообще общий закон развития, когда вначале возникает окружение, и лишь затем благодаря ему формируется центральное, но никак не наоборот. Я хотел бы это подчеркнуть особо, поскольку люди сегодня об этом постоянно забывают, считая, что они формируют себя сами. Однако это величайшая глупость, ведь не мы формируем себя, а окружение - нас. И если вы думаете, что эмбриональные оболочки - единственное, что нас окружает, то вы ошибаетесь. Потому что в момент рождения ребенок, покидая одни оболочки, сразу же оказывается погруженным в другие: в оболочки социального бытия. Это семья, родственники, народ, это все человечество. Он должен во все это погрузиться, чтобы стать человеком. И первый акт эмбриологии как раз говорит нам: «О, человек, взгляни на свое
окружение и попытайся понять, что именно ему ты обязан своим появлением!» Подумайте, ведь это просто чудо, что эмбрион человека вовсе не возникает с самого начала, как это происходит у большинства животных. Животные как будто были слишком поспешны, и из-за этой своей поспешности оказались теперь несовершенными и чрезмерно специализированно вписанными в мир. Человек же хочет подготовить себя для дальнейшего, для будущего. И теперь из этого оболочечного организма рождается нечто новое - наступает второй акт.Можно видеть, что зародышевые листки являются первичной фиксацией эмбриональной субстанции; вместе с ними начинает формироваться человеческое тело. Тут еще далеко до образования отдельных органов. Зародышевые листки являются общими устроителями, из которых затем сформируются специальные органы. И лишь потом из этого первичного образования возникает крошечная, едва заметная форма, окруженная оболочечным аппаратом. Об этом мы уже говорили ранее, и теперь лишь вкратце повторим.Приблизительно к концу второй недели, то есть на четырнадцатый или пятнадцатый день, возникает некая форма, которую схематически можно изобразить так (рис. 2.1): здесь окружность хориона, здесь мы видим ворсинки, размешенные в маточной ткани матери, а здесь внутри - инкубационное пространство (Brutraum). Это пространство полностью занято мезенхимной субстанцией, представляющей собой, по сути, ту первичную субстанцию, из которой возникает все остальное. А здесь, внутри - Entocyst, в котором можно отчетливо различить два пузырька: верхний - амнион, и нижний, более плотный - желточный мешок. Таким образом, перед нами - внешняя оболочка, которую мы можем назвать небом, и Entocyst - земля (земной человек). Все это обособилось друг от друга настолько, что верхнее и нижнее являются теперь раздельными. Если вы будете погружаться в этот образ снова и снова, если вы сделаете его, так сказать, материалом для медитативного, имагинативного мышления, то вы проникнете становление мира. И то, что обоих держит вместе, - это еще вовсе не пупочный шнур, это то, что обозначается как крепёж (Haftstiel), соединяющий небо и землю.
Вернемся вновь к амниону и желточному мешку (Рис. 2.2). Теперь мы уже на шестнадиатом-девятнадиатом дне эмбрионального развития, и промежуток между ними составляет приблизительно 2 мм.

Затем здесь возникает так называемая примитивная ямка, из которой развивается примитивная полоска, тянущаяся между амнионом и желточным мешком. И как раз здесь, как я уже говорил, возникает зародыш. Можно сказать, именно здесь в своей первой форме закладывается человек. И прекраснейшей имагинацией того, что здесь происходит, является картина Микеланджело, на которой палеи Бога касается Адама, - этот жест символизирует человеческое становление. Человек, так сказать, совершает свой первый жест на эмбриональной стадии - образуется форма. И если мы теперь внимательно вглядимся в амнион, мы обнаружим то образование, ту форму, которая называется эмбриональным шитом (Embrionalschild). И хотя поначалу эта форма выглядит как простая полоска, в ней уже заложен праобраз человека, поскольку после того, как она станет толще, из нее образуется тот ствол(Chorda dorsalis), вокруг которого в дальнейшем будет заложен первичный позвонок. При этом примитивная ямка преобразуется затем в трубку, то есть в полую палочку (Рис. 2.3).

Если перейти на язык образов, это - жезл Моисея, который превращается в змею, когда тот грозит фараону, и который выбивает из скалы воду; это тот стержень, благодаря которому мы остаемся людьми, и который дает нам возможность сказать себе «я».
В тот момент, когда человек совершает грехопадение и берет на себя ответственность за это, завершается первый акт драмы человеческого развития. Теперь, в лемурийский период, мы подходим ко всему тому (и сейчас я возвращаюсь в более ранние времена земной истории), что осуществляется в связи с грехопадением.

Морфология, для акушерок, Книги, для врачей, для гомеопатов, Эмбриология

Previous post Next post
Up