Зачатие человека: за кулисами акта репродукции
Можно заключить, что в самом предзачаточном аттрактивном комплексе или в интервале времени его существования биологические отношения поднимаются к более высокому уровню энергетики. Именно такие обстоятельства, обеспечивают правильные условия для того, чтобы небиологический нематериальный принцип мог войти в контакт и соединиться с обсуждаемым здесь биосубстратом (biomatrix). Возможно, мы имеем здесь дело с этой динамикой "вертикального" зачатия, представляющей собой связующее звено или взаимодействие между разумом и материей. Это есть некий акт инкарнации. Этическое последствие состоит в том, что здесь мы не имеем дела с динамикой создания нового человеческого существа, создания ребенка. В условиях предзачаточного аттрактивного комплекса, предоставленного мужчиной и женщиной, некто еще мог бы или может инкарниаовать. Мужчина и женщина получают младенца. Они получают ребенка. Это не вопрос делания или построения. В обозначенном здесь пространстве просто нет места для всего этого! То, что имеет место в тончайшем равновесии взаимодействия этой клетки, это - встреча, это - свидание, это - принятие.
Имеются веские основания считать, что этот путь зачатия уникален для человека. Зачатие у человека, в сравнении с другими приматами и млекопитающими, зачастую считается весьма дефектным и неэффективным в смысле репродукции. Так, в буквальном смысле акт воссоздания индивидуума, воссоздания вида - само по себе половое размножение - вовсе не является эффективным методом или эффективным путем репродукции. Но это препятствие не является специфичным для человека как вида. Преимуществом полового размножения (по сравнению с бесполым) считается большая жизнеспособность и возможность для генетических изменений и обмена генетическим материалом. Однако шансы, что человеческий сперматозоид встретится с человеческой яйцеклеткой, сравнительно очень малы по сравнению с многими другими животными. Есть множество так называемых факторов риска, определяющих, осуществится или нет их слияние. Более того, на их пути к полноценному новорожденному человеку встретится еще множество других порогов. Например, лишь совсем мало эмбрионов преуспевают в нидации и действительно имплантируются в слизистую оболочку матки. Такие факты дают многим биологам повод квалифицировать человека как очень плохого и неэффективного воспроизводителя. Однако на основании приведенного в данной статье описания пути зачатия человека можно сделать заключение, что человеческое зачатие, на самом деле, не является вопросом воспроизводства. Человек не воспроизводит себя. Двое родителей не воссоздают себя в своих отпрысках, в своем потомстве. Каждое человеческое зачатие есть дело Троих, дело Третьего. Доведенное до последнего предела следствие этой цепочки мыслей состоит в том, что в человеке эволюция достигает кульминации в таком существе, которое в состоянии избежать воспроизводства или воссоздания вида! Каждый человек есть уникальная биография и уникальная индивидуальность. Морфодинамика зачатия, представленная здесь, соответствует этой идее. Кульминация человеческой эволюции есть зачатие свободы в свободе.
Технология искусственного оплодотворения: что же мы делаем?
Что же можно сказать об искусственном оплодотворении у человека? Что на самом деле происходит при оплодотворении in vitro, в свете данного очерка? Что происходит во время интрацитоплазматической инъекции сперматозоида ICSI (ИКСИ), сравнительно нового метода искусственного оплодотворения, при котором сперматозоид вводится в цитоплазму яйцеклетки? Прежний метод, классическое оплодотворение in vitro, можно интерпретировать как принудительный (forced), т.е. манипуляцию условиями, которые необходимы, но не достаточны для человеческого зачатия. Очевидно, предзачаточный аттрактивный комплекс может функционировать и при таких искусственных условиях. Разница лишь во времени и месте. Можно было бы сравнить фактический момент инкарнации духовного человеческого зародыша в предзачаточный аттрактивный комплекс (или посредством этого комплекса) с процессом пробуждения кого-либо. В последнем процессе можно было бы говорить о возвращении личности в его или ее тело, по крайней мере, если это рассматривать феноменологически. Ясно, что для того, чтобы пробудить человека в тот момент, когда мы этого хотим, мы можем это сделать путем встряски. Мы - в большей или меньшей степени - принуждаем его возвратиться на землю от его сна и отсутствия. Очевидно, в наше время мы можем встряхнуть эти тончайшие биологические условия зачатия, для того чтобы дать пробудиться новому человеку. Но также очевидно, что есть и менее тонкие пути пробуждения людей! В свете данного рассмотрения процедура ICSI - не что иное, как биологическое насилие! Если бы существовал разум, который мог бы наблюдать этот процесс, он бы видел, как яйцеклетка расползается во все стороны от нападения входящей иглы. Игла не принимается с радушием, как это могло бы показаться. Нет, клеточная мембрана (pellucida zona) внезапно коллапсирует, и игла бесцеремонно вторгается. Изнасилование на клеточном уровне? Это очень далеко от тончайшей динамики «мы-желаем-быть-вместе-или-мы-не-желаем» предзачаточного аттрактивного компрекса, это выглядит как грубое преступление против последнего. Ничего уже не остается от тончайшей свободы и добровольности, которые так характерны для человеческого зачатия. В ICSI мы имеем дело с биологическим ограничением и принуждением. Очевидно, однако, что это работает. Но, как говорится, «успех - еще не гарантия истины». Примерно в 10-20% случаев процедура ICSI проходит «успешно» и приводит к оплодотворению (зачатию). Так что несомненно, что и в таких обстоятельствах и при таких условиях инкарнация возможна и она происходит. Так говорят факты. Можно было бы прокомментировать качество процесса инкарнации при таких обстоятельствах. Однако такое рассмотрение выходит за рамки данной статьи. Ее целью было не более чем показать, что факты не встают в качестве препятствия и не опровергают концепцию, идею инкарнации во время зачатия. Но, с другой стороны, те же факты и не доказывают, что зачатие включает также и «вертикальное» измерение восприятия и воссоединения. Тот, кто желает рассматривать зачатие как событие образования связи между материей и духом, найдет здесь научное феноменологическое основание для этой гипотезы, но не ее доказательство. В «обычном» описании человеческого зачатия нет места для такого рассмотрения. Чаще оказывается, что мы имеем дело не с фактами, а с интерпретациями (тех фактов). Динамическая морфология - это методологический инструментарий, дающий возможность увидеть и иные различные качества человеческой жизни и прочих реалий иначе, чем современные и общепринятые морфологические описания.
Осень 2002
Ван-дер-Ваап
[1] Перевод с английского Р.Г. Идлис. Апрель 2007 г.
[2] Слова «shape» и «form» часто употребляются как равнозначные, хотя между ними существует важное различие, учитываемое автором данной статьи. Так, говоря о«shape», подразумевают пространственный аспект воспринимаемого объекта, пространственную форму. Говоря о «form», подразумевают не обязательно пространственную форму, но и непространственный облик воспринимаемого объекта. Например, наша напрерывно меняющаяся во времени душевная жизнь протекает в непространственных формах (см. цикл лекций Р. Штейнера «Мир чувств и мир духа» GA134 (Лекция 30 декабря 1911 г.), русский перевод есть в книге: Р. Штейнер «Христос и человеческая душа» М. «Антропософия», 1999; фрагмент соотв. главы см. в приложении к данному переводу. В дальнейшем «shape», как правило, переводится как «пространственная форма», или просто «форма» - Прим. перев.
[3] Так у автора: («It tries to understand the gesture (Gestalt)…» - прим. перев.
[4].Разумеется, автору этой статьи известно, что генетически (т.е. на уровне хромосом) яйцеклетка должна отличаться от любой обычной клетки тела (соматической клетки) тем, что «она» (так же как и «ее» мужской партнер, сперматозоид), обладает лишь половинным набором хромосом. Но этот факт не имеет никакого значения для динамического морфолога, который занимается описанием яйцеклетки как клетки.
[5] В англ. игра слов: alone - all-one? - прим. перев.
[6] μ представляет одну тысячную миллиметра (или микрометр).
[7] Разве не исполнено смысла в этом отношении то, что ДНК обычно интерпретируется как формула (form-ula), (то есть малая форма)?[8] В случае полярности патология форм и процессов часто подтверждает эту точку зрения на существенные характеристики жеста нормального процесса или нормальной формы. То, что представляется для одного полюса разумным и нормальным, является уродливым и патологичным для противоположного полюса.
[9] Именно по этой причине этот биологический комплекс называется пред-зачаточным. Современная биология обычно обозначает, как момент зачатия, момент слияния ядер обеих гамет.
[10] Следует, однако, заметить здесь, что соотношение времени и пространства вовсе не является столь очевидным, напротив, это всегда было «великим философским вопросом, над которым ломало головы бесчисленное количество людей во всем мире, - вопрос об отношении времени к пространству», - см. уже упомянутый в начале цикл лекций Р. Штейнера «Мир чувств и мир духа» GA134 (см. приложение в конце). - Прим. перев.
[11] Здесь можно видеть, что и в данном случае для того, чтобы дух вошел в материю, необходимо, чтобы в материальном мире совершилось своеобразное церемониальное действо, противоположное обычному ходу дел в повседневности. Церемониальная встреча дает возможность духу войти. Т.о., морфодинамический подход позволяет созерцать мистерию человеческого зачатия! - (Прим. перев.)