Улица Яна Гамарника находится в Ленинском районе Севастополя, на горе Матюшенко. 7 мая 1968 года часть улицы Рябова выделили в самостоятельную часть и назвали именем видного революционера.
Второй пост про севастопольские улицы выявил странную закономерность. Как и в случае с
Гавеном, Гамарник в тридцатых годах, несмотря на былые заслуги, был объявлен врагом народа, но после смерти Сталина при Хрущеве реабилитирован, а в конце 60-х уже при Брежневе в их честь названы улицы Севастополя. Осмысление указанного совпадения потребут дальнейшего изучения биографий революционеров, имена которых носят улицы нашего города.
Ян Борисович Гамарник
(настоящее имя - Яков Борисович Пудикович, 21 мая [2 июня] 1894, Житомир - 31 мая 1937, Москва) - советский военачальник, государственный и партийный деятель, армейский комиссар 1-го ранга. Застрелился накануне неминуемого ареста по "делу Тухачевского".
Реабилитирован КПК при ЦК КПСС в партийном отношении 7 октября 1955 года.
Родился в интеллигентной еврейской семье 2 июня 1894 года.
Учился в гимназии, но с 15 лет был вынужден добывать себе средства к существованию. В 17 лет заинтересовался марксизмом.
В 1913 году, окончив гимназию с серебряной медалью, переехал в Малин Киевской губернии и стал репетитором. В 1914 году поступил в Петербургский психоневрологический институт, но, не увлёкшись врачебной деятельностью, в 1915 году перевелся на юридический факультет Киевского университета. Познакомившись с руководителями большевистского подполья на Украине Н. А. Скрыпником и С. В. Косиором, оказавшими на него большое влияние, Гамарник в 1916 году стал членом РСДРП(б). Вёл пропаганду на киевском заводе "Арсенал".
После Февральской революции 1917 года Гамарник возглавлял Киевский комитет РСДРП(б).
После Октябрьской революции в Петрограде был арестован властями вместе с руководителями киевских большевиков. Был освобожден вооружённым восстанием 31 октября 1917 года.
В январе 1918 был избран членом Киевского ревкома по руководству восстанием рабочих, затем - на подпольной партийной работе на Украине. Летом 1918 года приехал в Москву, познакомился с В. И. Лениным и был избран в состав ЦК КП(б)У. Участвовал в подавлении мятежа левых эсеров. В 1918 году заместитель председателя Киевского Совета.
С мая 1919 года председатель Одесского губкома партии.
В августе 1919 года Гамарник был назначен членом РВС Южной группы войск 12-й армии. В феврале 1920 года после разгрома деникинцев Гамарник был председателем Киевского губкома партии и Киевского губисполкома.
С июля 1923 года - председатель Приморского губисполкома, в июне 1924 года - председатель Дальревкома, а с марта 1926 года - Дальневосточного крайисполкома.
В 1927-1928 годах первый секретарь Дальневосточного крайкома партии. Много занимался промышленным развитием Дальнего Востока, при его участии разрабатывался и осуществлялся 10-летний план (1926-1935) подъёма экономики края. Поддержал украинизацию юга Дальнего Востока, где в разных его районах проживало от 60 до 80 % украинцев.
С февраля 1928 года по октябрь 1929 года - первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии. Поддерживал политику коллективизации.
В РККА
В 1929-1937 годах начальник Политуправления РККА, одновременно ответственный редактор газеты "Красная звезда". Через Гамарника осуществлялась связь между руководством Наркомата обороны и органами государственной безопасности.
В 1930-1934 годах первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.
На ноябрьском Пленуме ЦК 1929 года Гамарник поддержал Сталина в разгроме "правой оппозиции":
"Мы не можем терпеть, чтобы в рядах нашего Политбюро находились люди, которые мешают нашей борьбе, которые путаются между ног, которые объективно защищают классового врага".
Речь шла о Н. И. Бухарине, А. И. Рыкове, М. П. Томском.
В 1934-1937 годах первый зам. наркома обороны СССР. Выступил в защиту Тухачевского, заявив Сталину, что в его отношении совершена ошибка. 13 марта 1937 года назначен уполномоченным Наркомата обороны СССР при Совнаркоме РСФСР.
Гамарнику первому в Красной Армии 20 ноября 1935 года было присвоено воинское звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга.
Делегат 10-17-го съездов партии. На 14-м съезде избирался кандидатом в члены ЦК партии, на 15-17-м - член ЦК ВКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР.
Самоубийство
20 мая 1937 года Гамарника сняли с поста начальника Политуправления РККА и понизили до должности члена Военного совета Среднеазиатского военного округа.
30 мая 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение: "Отстранить тт. Гамарника и Аронштама от работы в Наркомате обороны и исключить из состава Военного Совета, как работников, находившихся в тесной групповой связи с Якиром, исключенным ныне из партии за участие в военно-фашистском заговоре".
31 мая Нарком обороны К. Е. Ворошилов отдал приказ заместителю начальника Политуправления РККА А. С. Булину и управляющему делами Наркомата обороны И. В. Смородинову сообщить Гамарнику, находишемуся у себя на квартире в связи с болезнью, о решениях Политбюро. Они так же объявили Гамарнику приказ народного комиссара обороны об увольнении его из рядов РККА. Сразу же после их ухода Гамарник застрелился накануне неизбежного ареста.
1 июня газета "Правда" и другие советские издания опубликовали короткое сообщение: "Бывший член ЦК ВКП(б) Я. Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил жизнь самоубийством". Его имя упоминалось в приговоре по делу Тухачевского от 11 июня 1937 года.
После смерти объявлен "врагом народа", было установлено его участие "в антигосударственных связях с руководящими военными кругами одного из иностранных государств", шпионаже и ведении вредительской работы.
Показания на Гамарника дали многие из фигурантов дела Тухачевского. Иона Якир, первоначально указывавший, что Гамарник только сочувствовал военному заговору, в существовании которого признавались арестованные военачальники, затем изменил свои показания и заявил, что с 1936 года информировал Гамарника о "вредительской работе" проводимой в западных пограничных районах, а тот сообщал ему о своей работе по подрыву обороноспособности на Дальнем Востоке. Сам Тухачевский показал, что Гамарник был одним из 10 членов "центра" военного заговора с 1934 года и ведал подрывной деятельностью на Дальнем Востоке. Иероним Уборевич ограничился предположением, что Гамарник мог входить в состав руководства "заговора Тухачевского".Витовт Путна, Борис Фельдман и Август Корк участия Гамарника в заговоре не подтвердили.
Реабилитация
В 1955 году Гамарник И. М. и две сестры Яна Борисовича - Богомолова-Гамарник К. Б. и Гамарник Ф. Б. направили в Прокуратуру СССР жалобы, в которых указали на необоснованность обвинений против Я. Б. Гамарника. 6 августа 1955 года Президиум ЦК КПСС по представлению Генерального прокурора СССР Руденко от 22 июля 1955 года особым постановлением признал выдвинутые против Я. Б. Гамарника обвинения в антисоветской деятельности необоснованными. В партийном отношении Гамарник был реабилитирован решением Комитета партийного контроля при ЦК КПСС от 7 октября 1955 года.
Награды
Орден Ленина (22.02.1933)
Орден Красного Знамени (20.02.1928)