Неожиданно нашла информацию про остров Долгий, что в Баренцевом море,
на котором мы были в 2011 году.
В 1824 году И.Н. Иванов, следовавший на о.Вайгач, зашел на Долгий с целью открытия этого острова, обнаружил Сибирское кладбище, которое находится на северной оконечности острова и называется мыс Север-Саля.
И вот, что он записал про это место в своем дневнике: «Лет около 90 тому назад ходили на ладье из реки Оби в Соловецкий монастырь по обещанию богомольцы, числом до 70-ти человек. Возвращаясь тем же путем на родину, в позднюю уже осень, встретили они, подходя к острову Вайгач, непроходимые льды, почему и решили пристать к острову Долгому и там перезимовать. У северной оконечности нашли безопасную гавань, но не готовые на зимовку, от недостатка во всем и от цинготной болезни, все до одного человека померли. Они похоронены на мысу, называемом Сибирское кладбище…»
Автор этих двух фото - Андрей Литвинов, сделал их он тоже, кстати, в 2011 году :)
Еще с давних времен эти острова посещали коренные народы Севера - ненцы и считали их Святыми. На о.Долгий до сих пор сохранились два ненецких святилища, представляющие собой выход горных пород, у подножья которых явно видны атрибуты жертвоприношений (идолы, черепа белого медведя, рога северных олений, кости жертвенных животных).
О.Долгий на протяжении нескольких столетий был традиционным местом рыбного промысла и промысла морского зверя. В довоенные и советские времена о.Долгий считался прекрасным местом для добычи морского зверя.
Здесь сохранились три Поморских становища, у двух из которых размещены салотопня, представляющуюся собой бочку, и судно - полутранцевая лодка, около одного их них находится землянка. По сей день на островах сохранились приметные обетные поморские кресты.
Обычно, у нас не особо получается заранее разведать интересные места, поэтому мы сначала путешествуем, а потом уже ищем информацию о том, что увидели. К счастью, в этот раз нам удалось кое-что сфотографировать из вышеперечисленного.
Например, вот, как я понимаю, та самая салотопня:
Вот судно - полутранцевая лодка:
Вот землянка:
А вот и кресты:
Правда, эти кресты находятся не на о. Долгом, а на соседнем о. Матвееве.
В "медальонах" на крестах написано следующее:
W
ЦРЬ СЛВЫ
A
ИС СНЪ БЖЙ ХИС
На верхней перекладине обыкновенная Пилатова титла: "Иисус Назарянин Царь иудейский"
В переводе на современный русский это означает следующее:
"Иисус Назарянин Царь иудейский"
"Царь славы"
"Иисус сын божий христос"
Также присутствуют знаки "Альфа" и "Омега".
Подобные кресты обычно ставят на становищах.
Становища отличались от тоней тем, что обычно они не имели постоянных владельцев и там могли ловить рыбу и бить морского зверя промышленники из любых уголков Поморья. Пример тому становища на Мурмане, а также на арктических архипелагах Новая Земля, Шпицберген, Колгуев, Матвеев, Вайгач и др.
На становищах чаще всего можно было видеть сразу несколько крестов. Исходя из того, что на многих из них ставились надписи с указанием дат и имен промышленников, можно сделать вывод, что большинство из них помимо религиозных функций, несли еще и памятную. Поморы путем установления креста как бы «отмечались» на становище, отсылая в будущее (а возможно, и Богу) информацию о своем промысле. На Мурман, Новую Землю и в другие отдаленные арктические районы поморам было гораздо труднее добираться, чем на беломорские тони. Одно только успешное попадание в эти места было удачей, за которую следовало благодарить Бога. У поморов была поговорка: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился».
Постоянные опасности, тяжелые условия жизни и промысла, суровая природа Арктики способствовали особому напряжению религиозного чувства и непрерывной потребности обращаться к Богу с молитвой о помощи и защите. Крест был материальным воплощением этого чувства. Если русская икона считается «умозрением в красках» и древней формой богословия, то и изготовление и установку креста можно назвать зримым воплощением молитвы, формой общения с Богом. Вновь прибывшие на становище поморы молили Бога о помощи, и становище украшалось еще одним крестом.
Нередким явлением на становищах были могильные кресты. Погибших во время зимовки или в ходе промысла поморов хоронили недалеко от становой избы, водружая на могилах деревянные кресты.
Это пока все что мы знаем про кресты.
А вот еще информация об острове Матвеев, найденная в интернете:
Возле о.Матвеев, где проходит Северный морской путь, в годы Великой Отечественной войны разыгралась страшная трагедия. 14 августа 1942 года немецкая подводная лодка «U-209», капитаном которого был Генрих Бродда, по приказу командования последовала к востоку с целью разведки ледовой обстановки пролива Карские ворота.
Но взять хотя бы одну субмарину советского каравана, двигавшегося к Югорскому шару, не удавалось. На пути следования 16 августа 1942 года около полуночи 5 безоружных судов (буксиры - «Комсомолец», «Норд», пароход «Комилес» и две баржи) вышли из п.Хабарово и направлялись в г.Нарьян-Мар.
Утром 17 августа, когда караван проходил в двух милях от северного побережья о.Матвеев, где и встретила их немецкая субмарина. Бродда не замедлил открыть огонь по барже, на которой находились заключенные, женщины и дети, из находящегося на подлодке оружия. Как только на барже вспыхнул огонь, 18-летняя радистка «Комсомольца» начала открытую передачу в эфир о нападении врага.
В это время буксир «Норд» не стал ожидать расстрела, отвел лихтер и пароход к о.Матвеев, отправился за помощью в п.Хабарово. На очереди после баржи были разбиты немцами буксир «Комсомолец», пароход «Комилес» и еще одна баржа. Всех спасавшихся немцы расстреливали из зенитной пушки и пулемета. Вся «операция по разгрому» каравана заняла более четырех часов.
Жертвами безжалостной атаки «U-209» стали по официальным данным 305 человек, спасенных - 23 человека. Через 10 дней, 28 августа 1942 года, немецкая подлодка начала обстрел маяка и радиостанции в Ходоварихе (Захарьин берег, территория ФГУ ГПЗ «Ненецкий»), на западном побережье Баренцева моря. Загорелись конюшня, баня, жилой дом. Однако ответным огнем из пулемета и миномета персонал станции отогнал обнаглевших подводников. Причем одна из мин угодила в рубку пирата.
В 1943 году немецкая субмарина была потоплена вместе со всем экипажем у берегов Гренландии. В 1944 году изрешеченный корпус буксира «Комсомольца» сняли с мели и отбуксировали в Нарьян-Мар. Здесь его подлатали, и еще несколько лет оно работало в порту (Канев, 2009). В 1968 году был установлен в г.Нарьян-Маре памятник экипажу «Комсомольца» по проекту инженера Петра Яковлевича Хмельницкого.
На этом пока все, что нам удалось специально или случайно найти. Не сказать, что эта тема нас жутко волнует и спать не дает, но если у кого-то есть, что рассказать, это будет интересно.
А вот пока описание нашего путешествия на о Долгий.И описание нашего путешествия на о.Матвеев.