Разногласия по поводу развертываний
Американцы уже давно сомневаются в мудрости решения Киева держать силы вокруг осажденного города Бахмут на востоке страны.
Украинцы увидели это по-другому. «Бахмутские крепости» стали символом гордости за яростное сопротивление своих войск более сильному врагу. В течение нескольких месяцев российская и украинская артиллерия уничтожалагород. Солдаты убивали и ранили друг друга тысячами, чтобы получить прибыль, иногда измеряемую городскими кварталами.
В мае город окончательно перешел к России.
Зеленский, при поддержке своего высшего командующего, твердо придерживался мнения о необходимости сохранить крупное присутствие в районе Бахмута и нанести там удар по российским войскам в рамках контрнаступления. С этой целью Залужный оставил под Бахмутом больше сил, чем на юге, включая самые опытные подразделения страны, с
разочарованием заметили американские чиновники.
Украинские официальные лица утверждали, что им необходимо вести ожесточенную борьбу в районе Бахмута, потому что в противном случае Россия попытается повторно оккупировать часть Харьковской области и продвинуться в Донецк, что является ключевой целью Путина, который хочет захватить весь этот регион.
«Мы сказали [американцам]: «Если бы вы заняли места наших генералов, вы бы увидели, что, если мы не сделаем Бахмут предметом раздора, это сделают [русские]», - сказал один из высокопоставленных украинских чиновников.
«Мы не можем этого допустить».
Кроме того, по словам высокопоставленного британского чиновника, Залужный предполагал, что огромная протяженность 600-мильного фронта станет проблемой для России. Украинский генерал хотел растянуть гораздо более крупные оккупационные силы России, незнакомые с местностью и уже сталкивающиеся с проблемами морального духа и логистики, чтобы ослабить их боевую мощь.
Западные официальные лица увидели проблемы в таком подходе, который также уменьшил бы огневую мощь украинских вооруженных сил в любой отдельной точке нападения. Западная военная доктрина требовала сосредоточенного наступления на единую цель.
Однако американцы уступили.
«Они знают местность. Они знают русских», - сказал высокопоставленный американский чиновник. «Это не наша война. И нам пришлось как бы смириться с этим».
Оружие, необходимое Киеву
3 февраля Джейк Салливан, советник президента Байдена по национальной безопасности, созвал высших чиновников национальной безопасности администрации для рассмотрения плана контрнаступления.
Подземный ситуационный центр Белого дома ремонтировался, поэтому высшие эшелоны государственного ведомства, министерства обороны и казначейства, а также ЦРУ собрались в охраняемом конференц-зале в соседнем здании администрации Эйзенхауэра.
Большинство из них уже были знакомы с трехсторонним подходом Украины. Цель заключалась в том, чтобы старшие советники Байдена выразили друг другу свое одобрение или оговорки и попытались достичь консенсуса по своим совместным советам президенту.
Вопросы, заданные Салливаном, были простыми, сказал человек, присутствовавший на мероприятии.
Во-первых, смогут ли Вашингтон и его партнеры успешно подготовить Украину к прорыву сильно укрепленной обороны России?
И потом, даже если бы украинцы были готовы, «смогут ли они на самом деле это сделать?»
Милли со своими всегда готовыми зелеными картами Украины показал потенциальные направления нападения и размещения украинских и российских сил. Он и Остин объяснили свой вывод тем, что «Украине, чтобы добиться успеха, необходимо бороться по-другому», вспоминал один высокопоставленный чиновник администрации, тесно участвовавший в планировании.
Вооруженные силы Украины после распада Советского Союза превратились в оборонительную силу. С 2014 года она сосредоточилась на упорной, но вялотекущей борьбе с поддерживаемыми Россией силами в восточном регионе Донбасса. Для организации крупномасштабного наступления потребуется значительный сдвиг в структуре и тактике
сил.
Планирование предусматривало более широкое и качественное западное обучение, которое до этого момента было сосредоточено на обучении небольших групп и отдельных лиц использованию предоставленного Западом оружия.
Тысячи военнослужащих будут обучены в Германии формированию крупных подразделений и боевым маневрам в американском стиле, принципы которых восходят к Второй мировой войне. Для американских солдат подготовка к так называемым «общевойсковым» операциям часто длилась более года. План по Украине предлагал сократить этот срок до нескольких месяцев.
Вместо того, чтобы стрелять из артиллерии, затем «медленно продвигаться вперед» и стрелять еще, украинцы будут «сражаться и стрелять одновременно», а недавно обученные бригады будут продвигаться вперед с бронетехникой и артиллерийской поддержкой «своего рода симфонией». Об этом сообщил высокопоставленный представитель администрации.
В начале января администрация Байдена объявила, что отправит боевые машины «Брэдли»; Великобритания согласилась передать 14 танков «Челленджер». Позже в том же месяце, после неохотного заявления США о том, что они предоставят к осени новейшие танки Abrams M1, Германия и другие страны НАТО пообещали поставить сотни
танков немецкого производства Leopard как раз к моменту контрнаступления.
Гораздо более серьезной проблемой были поставки 155-мм снарядов, которые позволили бы Украине конкурировать с огромным артиллерийским арсеналом России.
В Пентагоне подсчитали, что Киеву нужно 90 тысяч и более в месяц.
Хотя производство в США росло, оно составляло едва ли более десятой части этого объема.
«Это была просто математика», - сказал бывший высокопоставленный чиновник. «В определенный момент мы просто не сможем их предоставить».
Салливан изложил варианты. Южная Корея располагала огромным количеством боеприпасов, предоставленных США, но ее законы запрещали отправку оружия в зоны боевых действий . Пентагон подсчитал, что около 330 000 155-мм снарядов можно было бы перебросить по воздуху и по морю в течение 41 дня, если бы удалось убедить Сеул.
Высокопоставленные чиновники администрации разговаривали с коллегами в Сеуле, которые были восприимчивы, пока это положение было косвенным. Снаряды начали поступать в начале года, в результате чего Южная Корея стала более крупным поставщиком артиллерийских боеприпасов для Украины, чем все европейские страны вместе взятые.
Более непосредственная альтернатива заключалась бы в использовании арсенала американских вооруженных сил, состоящего из 155-мм снарядов, которые, в отличие от южнокорейского варианта, были оснащены кассетными боеприпасами. У Пентагона их были тысячи, и они пылились десятилетиями.
Но госсекретарь Энтони Блинкен отказался.
Внутри боеголовки этого кассетного оружия, официально известного как улучшенные обычные боеприпасы двойного назначения, или DPICM, находились десятки бомб, которые разлетались по обширной территории. Некоторые из них неизбежно не взорвутся, представляя долгосрочную опасность для гражданского населения, а 120 стран, включая
большинство союзников США, но не Украину и Россию, подписали договор, запрещающий их. Их отправка будет стоить Соединенным Штатам некоторого капитала с точки зрения морального превосходства войны.
Несмотря на резкие возражения Блинкена, Салливан отложил рассмотрение вопроса о DPICM. Их не будут передавать на одобрение Байдену, по крайней мере, на данный момент.
Сможет ли Украина победить?
Когда группа согласилась с тем, что Соединенные Штаты и их союзники могут обеспечить то, что, по их мнению, было необходимыми Украине поставками и обучением, Салливан столкнулся со второй частью уравнения: сможет ли Украина сделать это?
Зеленский в первую годовщину войны в феврале похвастался, что 2023 год станет «годом победы». Глава его разведки постановил, что украинцы вскоре будут отдыхать в Крыму, полуострове, который Россия незаконно аннексировала в 2014 году. Но некоторые в правительстве США были менее чем уверены в этом.
Представители американской разведки, скептически отнесшиеся к энтузиазму Пентагона, оценили вероятность успеха не лучше, чем 50 на 50. Эта оценка разочаровала их коллег из Министерства обороны, особенно членов Европейского командования США, которые вспомнили ошибочное предсказание шпионов, сделанное за несколько дней до вторжения 2022 года, о том, что Киев перейдет к русским в течение нескольких дней.
Некоторые представители министерства обороны язвительно заметили, что оптимизм не заложен в ДНК сотрудников разведки: они были «уа» правительства, сказал бывший высокопоставленный чиновник, и всегда безопаснее делать ставку на неудачу.
«Отчасти это было связано с огромным весом российской армии», - размышлял позже в интервью директор ЦРУ Уильям Дж. Бернс. «При всей своей некомпетентности в первый год войны им удалось провести беспорядочную частичную мобилизацию, чтобы заполнить множество брешей на фронте.
В Запорожье (ключевом направлении контрнаступления, если сухопутный мост должен был быть разорван) «мы могли видеть, как они строят действительно очень мощные стационарные оборонительные сооружения, труднопроходимые, очень дорогостоящие, действительно кровавые для украинцев».
Возможно, больше, чем любой другой высокопоставленный чиновник, Бернс, бывший посол в России, за последний год несколько раз ездил в Киев, иногда тайно, чтобы встретиться со своими украинскими коллегами, а также с Зеленским и его высокопоставленными военными чиновниками. Он оценил самое мощное оружие украинцев - их волю бороться с экзистенциальной угрозой.
«Ваше сердце в этом», - сказал Бернс о своих надеждах помочь Украине добиться успеха. «Но… наша более широкая оценка разведки заключалась в том, что это будет действительно тяжелая работа».
Через две недели после того, как Салливан и другие проинформировали президента, в сверхсекретном обновленном докладе разведки было указано, что проблемы с сосредоточением войск, боеприпасов и техники означают, что Украина, вероятно, «значительно не достигнет » своих целей контрнаступления.
Запад до сих пор отказывался удовлетворить запрос Украины на истребители и армейскую тактическую ракетную систему (ATACMS), которая могла бы поражать цели, расположенные дальше в тылу России, и которая, по мнению украинцев, была им необходима для нанесения ударов по ключевым российским пунктам управления и снабжения.
«Вы не собираетесь в одночасье перейти от формирующейся постсоветской армии к армии США 2023 года», - сказал высокопоставленный представитель западной разведки. «Некоторым глупо ожидать, что вы сможете дать им что-то, и это изменит их способ борьбы».
Американские военные чиновники не оспаривали, что это будет кровавая борьба. К началу 2023 года они знали, что около 130 000 украинских военнослужащих были ранены или убиты на войне, в том числе многие из лучших солдат страны. Некоторые украинские командиры уже выражали сомнения по поводу предстоящей кампании, ссылаясь на численность войск, не имеющих боевого опыта.
Однако Пентагон также тесно сотрудничал с украинскими силами. Чиновники наблюдали, как они храбро сражались, и контролировали усилия по снабжению их большим количеством современного оружия. Американские военные утверждают, что оценки разведки не учитывают огневую мощь вновь прибывшего вооружения, а также волю украинцев к победе.
«План, который они выполнили, был полностью осуществим с теми силами, которые у них были, и в сроки, которые мы планировали», - сказал высокопоставленный военный чиновник США.
Остин знал, что дополнительное время для обучения новой тактике и оборудованию будет полезным, но Украина не могла позволить себе такой роскоши.
«В идеальном мире у вас есть выбор. Вы продолжаете говорить: «Я хочу потратить еще шесть месяцев на то, чтобы потренироваться и чувствовать себя комфортно», - сказал он в интервью. «Я считаю, что у них не было выбора. Они боролись за свою жизнь».
Россия готовится
К марту Россия уже много месяцев готовила свою оборону, строя мили за милями заграждений, траншей и других препятствий по всему фронту в ожидании наступления Украины.
После болезненных поражений в Харьковской области и Херсоне осенью 2022 года Россия, похоже, сделала разворот.
Путин назначил генерала Сергея Суровикина , известного как «Генерал Армагеддон» за его беспощадную тактику в Сирии, возглавить борьбу России на Украине, сосредоточив внимание на окопании, а не на захвате новых территорий.
По словам Руслана Леваева, аналитика и соучредителя группы Conflict Intelligence Team, которая отслеживает российские военные деятельность в Украине с 2014 года.
Но Россия адаптировалась по мере того, как война продолжалась, рыли более сухие зигзагообразные траншеи, которые лучше защищали солдат от обстрелов. По словам Леваева, по мере того, как траншеи со временем становились все более изощренными, они переходили в лес, предоставляя защитникам лучшие возможности для отступления. По его словам, русские построили туннели между позициями, чтобы противостоять широкому использованию Украиной беспилотников.
Траншеи были частью многоуровневой обороны, которая включала плотные минные поля, бетонные пирамиды, известные как зубы дракона, и противотанковые рвы. Если бы минные поля были обезврежены, у российских войск были бы ракетные системы для их повторной установки.
В отличие от наступательных усилий России в начале войны, эта оборона соответствовала советским стандартам. «Это один из случаев, когда они реализовали свою доктрину», - сказал высокопоставленный представитель западной разведки.
Константин Ефремов, бывший офицер 42-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированный в Запорожье в 2022 году, напомнил, что у России есть оборудование и мощные силы, необходимые для возведения прочной стены от нападения. "Армия Путина испытывает нехватку различных вооружений, но может буквально плавать в минах", - заявил
Ефремов в интервью после бегства на Запад. «Их у них миллионы, как противотанковых, так и противопехотных мин».
Бедность, отчаяние и страх десятков тысяч призванных российских солдат сделали их идеальной рабочей силой.
«Все, что вам нужно, - это рабская сила», - сказал он. «И тем более, российские рядовые солдаты знают, что они [строят траншеи и другие оборонительные сооружения] для себя, чтобы спасти свою шкуру».
Кроме того, в рамках тактики, использовавшейся как в Первой, так и во Второй мировой войне, Суровикин размещал блокирующие подразделения позади российских войск, чтобы не дать им отступить, иногда под страхом смерти.
У них был выбор: «либо погибнуть от наших подразделений, либо от своих», - сказал полковник украинской полиции Александр Нетребко, командир недавно сформированной полицейской бригады, сражающейся под Бахмутом.
Тем не менее, хотя у России было гораздо больше войск, более глубокий военный арсенал и, как сказал один американский чиновник, «просто готовность понести действительно драматические потери», американские чиновники знали, что у нее также есть серьезные уязвимости.
По оценкам американских спецслужб, к началу 2023 года около 200 000 российских солдат были убиты или ранены,включая десятки высококвалифицированных коммандос .
Войскам замены, брошенным в Украину, не хватало опыта.
Смена полевых лидеров нанесла ущерб командованию и управлению. Потери техники были столь же ошеломляющими: более 2000 танков, около 4000 боевых бронированных машин и по меньшей мере 75 самолетов, согласно документу Пентагона, опубликованному весной в чат-платформе Discord.
По оценке, российских сил было недостаточно для защиты каждой линии конфликта. Но если Украина не начнет действовать быстро, Кремль сможет покрыть свой дефицит в течение года или меньше, если получит больше внешней помощи от дружественных стран, таких как Иран и Северная Корея.
Официальные лица США утверждали, что Украине необходимо запустить ракету.