О профессии трубопроводчика судового старшие мастера цеха 9 Сергей Кулебакин и Игорь Коровин говорят увлеченно и со знанием дела. Ведь в кораблестроении без нее не обойтись. Судите сами: различных трубопроводов в подводной лодке необходимо проложить около ста километров. А трубы - артерии жизни: по ним подается вода, сжатый воздух, газ, пар, воздух высокого давления. Этой работой и занимаются сейчас на АПЛ «Казань» десять мастерских коллективов под началом Сергея Михайловича и Игоря Николаевича.
Смотри в чертеж и включай голову
Сначала трубы надо изготовить по чертежам и в определенной комплектации. Делается это на производственных участках цеха 9, которые расположены в эллинге-2 ССП. Так ближе к стапелю. Один участок работает на подлодки проекта «Ясень», другой - на «Бореи». На корабль трубопроводчики приходят сразу, как только сформирован и испытан его корпус. Макетируют, изготавливают, выставляют трубы. Работа, конечно, идет по чертежам, это основа. Но к ним обязательно надо подключать и голову, а точнее, смекалку и воображение.
- Как говорил в свое время прекрасный специалист, конструктор ПКБ, ветеран производства Геннадий Геннадьевич Петров, на верфи есть две рабочие специальности, которые требуют хорошо развитого пространственного мышления: это сборщик КМС и трубопроводчик судовой. И с этим нельзя не согласиться, - рассуждает Игорь Коровин. - Ведь разместить все трубопроводные системы в объеме корабля непросто. Надо учесть много нюансов, например, амортизационные зазоры с оборудованием, но для этого надо знать принцип работы механизмов. Или, допустим, оборудования еще нет на подлодке, но трубопроводчику необходимо его визуально представить и обойти трубой. Квалификация дается тяжело. Чтобы получить самый высокий 5-й разряд, надо проработать много лет, вникнув во все сложности этой по-своему уникальной профессии. Кому-то это и вовсе не дано. А кто-то быстро осваивает, но таких людей - единицы, это самородки.
- Согласен, - подхватывает разговор Сергей Кулебакин. - В связи с этим вспоминается случай. Как-то директор предприятия задал вопрос опытному бригадиру нашего цеха Виктору Сергеевичу Ясинскому: «Сколько нужно лет, чтобы вырастить толкового бригадира трубопроводных работ?» Он ответил: «Четверть века».
Хочу быть мастером
А сколько нужно лет, чтобы стать хорошим мастером? Сергей Михайлович считает, что здесь все индивидуально, зависит от характера человека, его умения работать с людьми, знания производства.
Он продолжатель трудовой династии Кулебакиных. Ее основатель Михаил Федорович много лет работал в цехе 9 бригадиром трубопроводчиков, награжден двумя орденами Трудовой Славы, орденом Трудового Красного Знамени.
Сергей изучал корабельную науку одновременно и в теории, и на практике. Учился во втузе, работал слесарем-монтажником в цехе 55, замещал мастера. Но вот институт закончен, диплом инженера получен, а на должность мастера не переводят. Так прошел год.
- Отец предложил перейти к нему в цех. Я последовал совету. И после собеседования с начальником цеха Анатолием Михайловичем Будниченко был сразу назначен мастером. Трубопроводное дело Сергей Кулебакин постигал на производстве. Техническая база уже была, стапель знал. Конечно, очень помогли отец и учителя - старшие мастера Александр Федорович Глебов, Константин Антонович Железнов и Виктор Владимирович Герин. Да и вообще, мастерский состав в цехе был очень сильный. А работы - море. Шел пик строительства кораблей проектов «Гранит» и «Акула». Когда начались «Антеи», по четыре корабля на стапеле стояло. Сергей Михайлович знает «Барсы» (работал на последних заказах), дизельные подлодки на экспорт, опытовую «Саров», буксиры и понтоны. Накоплены огромный опыт, знание производства, людей. Предлагали Сергею Кулебакину работу и в инженерных службах предприятия. Но он считает, что его место здесь, на производстве.
Путь в профессию
Игорь Коровин из поколения молодых. Целеустремленный, многое знает, умеет, но, признается, что находиться в одной связке с опытным профессионалом Сергеем Михайловичем полезно, это хорошая школа. По мнению Игоря, быть мастером дано не каждому.
- Знаю ребят, которые хотели быть мастерами, а получив эту должность и немного поработав, - уходили. И наоборот, кто не стремился, но попробовав и почувствовав, что результат будет, оставались, - говорит Игорь Николаевич. - Мастер - это очень ответственно. На нем не только качество продукции, технология производства и сжатые сроки, но и заработная плата коллектива. Без соответствующих знаний невозможно правильно оформить платежный документ. А ведь за цифрами стоят люди, вклад каждого в общий результат.
Свою судьбу Игорь Коровин изначально связывал с Севмашем. Закончив техникум, поступил во втуз. Шел 2004 год. Это было время, когда тяжелый затяжной период на предприятии подходил к концу, а проблески нового только начинались. Кораблей на стапеле стояло мало. Слесари-монтажники (а эту специальность Игорь получил в техникуме) на Севмаше пока не требовались, нужны были трубопроводчики судовые.
- О профессии я не имел представления. Думал, придется собирать трубы, соединяя друг с другом, ну что-то вроде сантехники. А оказалось, их надо еще и располагать в пространстве, гнуть, изготавливать. Попал в очень хорошую бригаду. Наставник Владимир Геннадьевич Рожков все время держал меня около себя, подробно объяснял, как и что надо делать: здесь подогнуть, там разогнуть, тут подтянуть… Но вот он ушел в отпуск, и за меня взялся бригадир Павел Викентьевич Антуфьев. Подал чертеж, иди - делай! Говорю: «Я не смогу». А он: «Поможем, поправим, переделаем». Пустил, что называется, в свободное плавание, но контролировал. Это был переломный момент. Так пришло понимание, что такое трубопроводное дело.
Вот и гадай после этого: человек выбирает профессию или она его. Получив высшее образование, Игорь Коровин стал мастером. Поработав в этой должности чуть больше года, был назначен старшим мастером на авианосец. Так сложилось.
Ставка на специалистов
На участках цеха 9 многолюдно и шумно. Кругом трубы, трубы, трубы… В контейнерах, тележках, прямо на полу… Старшие мастера Сергей Кулебакин и Игорь Коровин только что вернулись с проверки, которая проходила у ответственного сдатчика АПЛ «Казань» Дениса Долженкова. Настроение хорошее. Вопросы есть, но они стараются решать их оперативно, понимая, что сейчас важно не сбавлять взятый темп.
- Усилий к этому прилагается много, работа идет тяжело, - признается Сергей Кулебакин. - На «Казани» много новых и модернизированных систем. Изготовление труб, их установка на подлодке идет в строгой последовательности.
Разговор плавно переходит на кадровый состав. Оказалось, что ход работы на трубопроводной магистрали «Казани» сегодня определяют ветераны и молодежь. Нет среднего звена - таковы последствия трудных 90-х годов. Лет 15-20 нужно, чтобы восполнить пробел. Поэтому когда человек уходит на пенсию, - это большая кадровая потеря.
Производство практически держится на опытных бригадирах, в числе которых Олег Алексеевич Веселов, Анатолий Владимирович Дементьевский, Николай Алексеевич Кулякин, Александр Александрович Бренчуков, Рафаил Рафикович Абдулаев, Василий Аркадьевич Ипатов, Александр Александрович Чемакин. Набирают опыт Евгений Завьялов, Роман Будяну, Виктор Сокольников, Александр Шварёв, Илья Филиппов, Максим Кохан, Александр Прокопьев.
- В каждой бригаде есть специалисты, на которых мы делаем ставку, - говорит Игорь Николаевич. - Приходят учениками трубопроводчиков и молодые ребята, но остаются далеко не все. Профессия сама по себе технически сложная, к тому же физически тяжелая. Труба - это металл, ее требуется поднимать, переносить.
Советы бывалых
Что зависит от старшего мастера, и какие советы могут дать Сергей Михайлович и Игорь Николаевич тем, кто работает на производстве с людьми?
Кулебакин: «Старший мастер должен грамотно расставить людей, наметить цели и поставить задачи, которые должны выполнить мастера со своими бригадами. Если это сделано и есть контроль, результат не заставит себя ждать. А если все пустить на самотек и давать только директивные указания, не заглядывая вперед, толку не будет».
Коровин: «Работать в одной связке с мастерами, бригадирами, помогать им. Когда начинаешь, особенно трудно. Я многие свои ошибки «передал» мастеру, который пришел на мое место. Он делал какие-то свои ошибки, но мои не повторял, не наступал на те же грабли».
Кулебакин: «Большое значение имеют личные контакты, без них никак нельзя. Старший мастер должен знать бригадиров, мастеров смежных участков. Если с монтажниками, со сварщиками нет взаимосвязи, дело спориться не будет. Мы идем к ним, они - к нам, решаем вопросы, договариваемся. Или, допустим, труба практически готова, к ней нужна арматура, идешь на склад, а то и прямо в механический цех. Ждать, когда подвезут, время упустишь. Есть люди, с которыми сложно работать, но налаживать контакты надо. Дело-то общее».
Коровин: «На производстве бывают очень тяжелые периоды. Если работа сложная, иногда приходится временные перестановки делать, добавляя в бригаду опытных, высококвалифицированных трубопроводчиков. Чтобы в итоге вытянуть общую составляющую на заказе».
Когда работа приходит во сне
АПЛ «Казань» находится на предвыводной позиции. И задача цеха 9 сделать на стапеле по максимуму, чтобы на достроечный и швартовный период привлекать меньше специалистов. Поэтому у старших мастеров Игоря Коровина и Сергея Кулебакина сейчас все подчинено работе. Голова свободной, по сути, не бывает. В семь утра они практически всегда на участке, домой возвращаются часов в восемь вечера.
- Стараюсь, когда ухожу с работы, отключиться от всего. А вот утром только выхожу из дома, сразу мысли: что в первую очередь сделать, что потом, куда сходить, какие вопросы с кем решить. И спать спокойно работа не дает, - признается Кулебакин.
- Не думать о работе почти не получается, - добавляет Коровин. - Наверное, это не очень хорошо, человек должен освобождаться, переключаться на другое. Я даже, бывает, борюсь с этим, особенно в воскресенье. Если отвлекусь на ребенка или какое-то занятие, - забываю, а потом снова возвращаюсь в прежнее состояние, мысли сами лезут в голову. Иногда работа даже снится.
…Сергей Михайлович и Игорь Николаевич по характеру схожи: энергичные, общительные, легкие на подъем. Оба живут работой. И считают, что занимаются своим делом, оно им интересно. А напряженные трудовые будни, заботы и переживания восполнит «Казань» - новейшая подлодка, которую ждут флот и Россия. И они ее обязательно построят.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.
Фото Олега Перова.