Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности продукции. На решение этих задач нацеливает чиновников и директоров руководство страны. И не случайно на своем, региональном, уровне этим озадачились депутаты Архангельского областного Собрания.
Комитет по промышленной политике, транспорту, связи и экологии провел выездное заседание на данную тему в музее центра судоремонта «Звездочка». Площадка выбрана не случайно - сплав истории и современности. Год назад музей Севмаша также стал ареной для обмена мнениями между представителями власти и производственниками - о модернизации оборонных заводов севера России.
В числе участников нынешнего заседания, которое вел председатель комитета Эрнест Белокоровин, были и представители Севмаша: Сергей Новоселов, депутат облсобрания, начальник стапельно-сдаточного производства, сотрудники ПКБ Владимир Шиловский, Денис Нестеров и Анастасия Любимова.
Основным, безусловно, стал доклад министра экономического развития Архангельской области. Семен Вуйменков назвал характеристики и очертил перспективы развития промышленности на территории области. Примечательно, что в структуре валового регионального продукта за 2014 год промышленность составляет 25,8 процента, далее следуют транспорт и связь - 16,8 процента, торговля - 11,9, госуправление и обеспечение военной безопасности - 9,9, операции с недвижимостью - 7,7, здравоохранение - 7,5, образование - 4,9 процента.
Министр заявил, что в настоящее время реализуются шесть совместных (с иностранными компаниями) проектов по развитию инновационного судостроения, морской арктической техники и в сфере науки и проектирования. В числе приоритетов Семен Алексеевич назвал модернизацию ведущих предприятий, формирование кластеров, обеспечение заводов высококвалифицированными кадрами.
Семен Вуйменков рассказал и о том, какие шаги предпринимаются для диверсификации промышленности, чем готовы помочь государство, администрация области. Так, будет создан региональный фонд развития промышленности, за счет которого намечено оказывать поддержку перспективным проектам. В мае планируется сформировать венчурный фонд (средства в размере 100 миллионов рублей) для поддержки проектов освоения Арктики, малого и среднего бизнеса.
- Есть ли у областного правительства программы, в которые можно привлекать средства федерального бюджета? - задал Сергей Новоселов вопрос министру. Тот ответил утвердительно.
Актуально создание транспортного коридора, связывающего Северный морской путь и сухопутные транзитные маршруты. На уровне федерации разрабатывается предложение сформировать на базе Архангельска опорную зону гражданского назначения по развитию Арктики. Тому есть хорошие предпосылки: мощная промышленная база, морской порт, где планируется создать глубоководный район, стратегически важная строящаяся континентальная железнодорожная магистраль «Белкомур». Всё, что связано с освоением Арктики, будет поддерживаться руководством Архангельской области.
Зашла речь о расширении сферы деятельности северодвинских судостроительных заводов, о их возможной загрузке гражданскими заказами, об идее формирования «агломерации трех городов - Архангельска, Северодвинска, Новодвинска».
- Северодвинск с его оборонными предприятиями является важнейшим звеном экономики Архангельской области. Поэтому надо на региональном уровне продумать программы его поддержки, - сказал Эрнест Белокоровин.
Участники заседания согласились с этим предложением.
Олег КОРОТКОВ.
Фото автора.