«Перед нами стоят большие задачи»

Apr 06, 2016 14:48



Сегодня на передовой строительства атомных подводных лодок на Севмаше стоит недавно воссозданное стапельно-сдаточное производство. Загрузка, организация труда, зарплата, обеспечение профессиональными кадрами… На эти темы мы беседуем с заместителем начальника ССП по труду и кадрам - начальником отдела труда и заработной платы Владимиром Хованцом.
- Владимир Николаевич, в июле 2015-го на предприятии возрождено стапельно-сдаточное производство, в структуру которого вошли цехи 50, 55 и управление испытаний и сдачи заказов. Как прошло слияние коллективов, какие положительные моменты наметились для реализации производственных задач?
- К первому июля 2015 года завершена большая работа по переводу работников из цехов 50 и 55, управления испытаний и сдачи заказов в ССП, а это около пяти тысяч человек. Нам оказали большую помощь в подготовке необходимых документов заводские службы: ОНОТиЗ, управление кадров, РСО, бухгалтерия, ОАСУП. Работа продолжалась на протяжении трех летних месяцев. Рабочий день специалистов, осуществляющих перевод персонала, нередко выходил за нормы, трудились и в выходные дни. Итог огромного труда - полностью сформированный многотысячный коллектив ССП. В его структуру вошли все цеховые производственные подразделения, организованы «сквозные участки» механика, энергетика, монтажные и хозучасток. Корпусно-сварочные участки входят в состав эллингов, и начальники эллингов отвечают за выполнение корпусно-сварочных работ. Роль сквозных участков заключается в том, чтобы при большой производственной загрузке в цехах была возможность планировать выполнение работ на всех заказах и оперативно перемещать рабочих с одного участка работ на другой в обоих эллингах. Для примера, сегодня в эллинге-1 (цех 50) разворачиваются работы на заказах проекта «Ясень-М», и сдаточная команда, которую мы готовим в эллинге-2 (цех 55) для АПЛ «Казань», впоследствии плавно перейдет на последующие корабли этой же серии в эллинге-1.
- Можно ли сказать, что ССП - единый организм?
- Коллективы еще «прирабатываются». Я помню, как был организован производственный процесс в стапельно-сдаточном производстве много лет назад, поэтому знаю: для того, чтобы сегодня ССП работало как единый организм, необходимо время. В настоящий момент часть коллективов еще трудится самостоятельно, но основные участки уже организуют работу как единые коллективы. Многое зависит от руководителей подразделений, участки механика и энергетика также работают как единые подразделения ССП. Жизнь к этому подталкивает. График отпусков сформирован общий по ССП. Также и организация ежегодных медицинских осмотров требует общего планирования по стапельному производству в целом. Это очень большой пласт работы, которому мы уделяем пристальное внимание. Ежегодно около 90 процентов персонала проходят медосмотр. Мы работаем в тесном контакте с медициной, чтобы действительно здоровые люди были допущены до работы.
Управление испытаний и сдачи заказов преобразовано в отдел. Его специалисты, помимо изучения материальной части корабля, нацелены на более активное участие непосредственно на этапе постройки корабля, на корпусных и монтажных работах на заказах.
- В ССП применяется номенклатурное планирование. Расскажите об этом подробнее.
- Да, в соответствии с приказом генерального директора, специалистами ССП разработано положение «Об организации внутрицехового планирования и стимулирования рабочих цеха 55, работающих по сдельной системе оплаты труда». Этот документ определяет организацию внутрицехового планирования в условиях бригадной формы организации труда, а также порядок оплаты труда, премирования за выполнение установленных производственных показателей. Коллективам бригад устанавливаются следующие производственные показатели: объем производства в номенклатуре с конкретными сроками выполнения, качество выполняемой работы и культура производства с оформлением плановых заданий и отчета о их выполнении. Наличие номенклатурного плана позволяет бригаде видеть работу на месяц, а значит, правильно ее распределить среди членов бригады, наметить приоритеты и, как следствие, выполнить работу в установленные сроки. Номенклатурное планирование, как метод бригадной организации труда, существовал еще в 80-е и 90-е годы в ССП. В то время все было налажено на высоком организационном уровне. Сейчас при внедрении номенклатурного планирования, испытывая определенные трудности, не всегда зависящие от производства, мы стараемся, чтобы система такого планирования была внедрена во всех бригадах и каждый член коллектива знал свои задачи и добивался их выполнения.
- Известно, что коллектив ССП, как и многие подразделения Севмаша, значительно помолодел. Как это влияет на решение производственных задач?
- Определенные сложности есть. Недавно мы сделали анализ кадрового состава. Для сравнения, по цеху 55, когда в 2013 году были завершены работы на авианосце «Викрамадитья», численность основных производственных рабочих значительно сократилась, а вот за последние шесть месяцев 2015 года выросла на 174 человека. В последнее время много молодежи принято учениками по профессиям сборщик и сварщик. Если раньше костяк бригады составляли квалифицированные рабочие, каждая бригада насчитывала 20 человек и из них 3-4 ученика, то сегодня численность бригады 30 и более человек, из них 10-15 - ученики. Естественно, самостоятельно они работу выполнять не могут, им нужны опытные наставники, которых не хватает. Поэтому определенные трудности в этом плане мы испытываем. Объемы работ растут, и здесь свою роль должны сыграть сквозные участки стапельно-сдаточного производства.
- Владимир Николаевич, что способствует росту профессионального уровня коллектива ССП?
- У нас существует система повышения квалификации рабочих кадров. Бюро труда ССП совместно с отделом технического обучения Севмаша ведет систематическую плановую работу по обучению, переподготовке и аттестации кадров. В этом году планируется организовать обучение сдаточных команд двух заказов, слесари-монтажники должны изучить материальную часть корабля, чтобы грамотно ее испытывать и сдавать заказчику. Мы тесно работаем с отделом техобучения и по повышению квалификации специалистов, имеющих непрофильное образование, направляем их на курсы повышения квалификации. Некоторым ребятам предлагаем получить второе образование - по специальности в САФУ или в нашем Техникуме судостроения и машиностроения. Что касается рабочих, организуем их обучение при сдаче на разряд. Рабочие комиссии, в которые входят специалисты, технологи, нормировщики, заместители начальника цеха, строго спрашивают теорию, важно, чтобы рабочий хорошо знал предмет. Поэтому процесс обучения рабочих идет постоянно и по профессиональным вопросам, и по технике безопасности труда.
- Владимир Николаевич, вы один из самых опытных специалистов в вопросах труда, заработной платы и персонала - ваш производственный стаж на Севмаше более 40 лет. Но сегодня для вас сложное время. На кого вы опираетесь в своей работе?
- Одному ничего не сделать, нужна высококвалифицированная команда специалистов и тесное взаимодействие с руководителями структурных подразделений ССП и службами предприятия. Главная моя опора - коллектив, в котором работаю, мои заместители и руководители служб. Каждый знает свои вопросы и компетентно их решает. А для руководителя важно грамотно поставить задачу и нацелить на результат. Как бы ни банально звучало, но один в поле не воин. Сегодня перед ССП стоят большие производственные задачи, и без высокопрофессиональных специалистов, руководителей, рабочих выполнение этих задач было бы невозможно. Еще раз подчеркну, что заводские службы всегда помогают, и хотел бы поблагодарить коллективы управления кадров, ОНОТИЗ, РСО, бухгалтерии, ОАСУП за методическую помощь, которую они оказали при создании ССП. С такой поддержкой легко и приятно работать.

Беседовала Татьяна ЗАРЕЦКАЯ.
Фото Олега Перова.

рабочие, АПЛ, Викрамадитья, корабелы, Севмаш, Казань, Ясень

Previous post Next post
Up