Сегодня ветераны Севмаша вспоминают Александра Порфирьевича Бочарова. Выдающемуся руководителю и организатору производства исполнилось бы 100 лет
В 1950-1960-е годы от этого человека, парторга Центрального комитета компартии на заводе № 402 (Севмаше) и секретаря парткома, зависело очень многое. Велик и его вклад в развитие нашего предприятия.
Первые университеты
Александр Порфирьевич родился 4 ноября 1915 года в городе Сатка Челябинской области. В этом небольшом населенном пункте уральский паренек Саша Бочаров окончил свои первые университеты и после семилетки и школы фабрично-заводского обучения в 1932 году поступил электриком на чугунно-литейный завод.
Спустя год Александр стал секретарем комсомольской ячейки завода «Магнезит». А с 1935 по 1941-й он студент Электротехнического института имени В.И. Ульянова-Ленина. Одновременно ведет активную общественную работу: председательствует в студенческом совете общежития, заведует агитпунктом по выборам в Верховный Совет СССР и местные органы власти. Получив высшее образование, в апреле 1941 года молодой инженер-электрик по направлению приезжает в Молотовск, работать на юном беломорском судозаводе № 402.
Тогда же, в 1941-м, он навсегда связал свою жизнь с Ириной Сергеевной Москалевой, которая все последующие годы была ему не только супругой, но и верной помощницей. Ирина Сергеевна много лет преподавала в ПТУ-1 черчение. Немало известных людей Севмаша (среди них Герои Социалистического Труда В.А. Репин и А.В. Лагунов) были ее учениками.
Беломорский завод
На заводе Бочаров работает в энергетической службе инженером, старшим энергодиспетчером. То было сложное время. Завод и город строились, электроснабжение оставляло желать лучшего. Объекты обеспечивались энергией от временных станций малой мощности и от ТЭЦ-1, случались перебои. Александр Порфирьевич со своими коллегами немало потрудился, чтобы стабилизировать ситуацию.
Запомнился Бочаров и в годы военного лихолетья. В июле 1941-го он назначается командиром одного из взводов только что сформированного батальона народного ополчения.
После Великой Победы главное для него - энергетическое хозяйство. В 1947 году он уже заместитель начальника электроремонтного цеха 13. Но, видимо, не такая судьба была уготована перспективному руководителю. В новый 1949-й год 33-летий Бочаров входит председателем профсоюзного комитета завода № 402, а еще через два года, в 1951-м, он становится секретарем парткома предприятия и утверждается парторгом ЦК ВКП(б) (позже - КПСС). Именно на этом посту, который занимал свыше десяти лет, до 1962-го, он наиболее запомнился кораблестроителям нашего города.
По сталинскому графику
Отличный оратор, требовательный и принципиальный, Александр Порфирьевич был, как говорится, некабинетным работником: его часто видели не только в цехах и отделах, но и в общежитиях, где он знакомился с условиями жизни, досугом рабочих и специалистов завода. Простой в общении, корректный и тактичный, парторг не только мог найти общий язык с руководителями всех рангов, но, если надо, и противостоять мнению руководства, отстаивая свою точку зрения. При этом он занимался практически всеми сферами жизнедеятельности предприятия. Строительство надводных кораблей, внедрение новой техники, совершенствование организации труда, общественные, социально-бытовые вопросы - все в поле зрения Бочарова. Но, конечно, во главе угла - строительство первых атомных подводных лодок. И в том, что в 1959 году за «Ленинский комсомол» предприятие наградили орденом Ленина, а в 1963-м (за первые подводные ракетоносцы) - орденом Трудового Красного Знамени, есть немалая заслуга парторга. Добавим, в те годы Бочаров занимался не только заводскими делами; его не раз избирали в бюро городского и областного комитетов партии, депутатом горсовета.
Сын Бочарова Александр Александрович недавно рассказал автору этих строк, что в 1950-х дел у отца было столько, что родные редко видели главу семьи. Александр Порфирьевич приходил домой не раньше десяти вечера, частенько задерживался за полночь; а в семь утра уже был на работе. Особенно напряженными запомнились последние годы правления И.В. Сталина. Тогда по всей стране многие руководители высокого ранга подстраивали свой производственный график под режим любившего работать по ночам Иосифа Виссарионовича: генеральный секретарь ЦК ВКП(б) мог позвонить в любой момент.
В духе «оттепели»
В первые месяцы 1952 года моему собеседнику не было и семи лет, но в его памяти запечатлелось событие, которое вполне можно считать знаковым в истории Севмаша. Оно напрямую связано со сменой руководства завода.
Как-то затрезвонил дверной звонок, когда Бочаров открыл дверь, мальчик увидел коренастого лысоватого человека. То бывший директор завода Георгий Кононович Волик перед отъездом к месту нового назначения - в Комсомольск-на-Амуре, руководить заводом № 199, заглянул попрощаться с парторгом. Пожав Александру Порфирьевичу руку, он подарил ему портсигар.
Заступивший на место Волика Евгений Павлович Егоров ввел еще более напряженный график работы. И это вполне оправдано, ведь перед корабелами стояли гигантские задачи.
Этих двух неординарных людей, директора Егорова и парторга Бочарова, на протяжении всех последующих лет связывали непростые отношения. И хотя они испытывали взаимное уважение друг к другу, нередко между ними случались серьезные конфликты.
Однажды, когда директор был в отъезде, оставшийся за него главный инженер подписал приказы о наказаниях. Подписал, разумеется, по традициям того времени, предварительно заручившись поддержкой парткома. Однако Евгений Павлович, вернувшись «на хозяйство», отменил это решение. Как следствие, и в этом, вероятно, можно прочувствовать дух времени - по стране шествовала хрущевская «оттепель» - Бочаров вынес на обсуждение партийного бюро «вопрос о превышении власти коммунистом Егоровым».
«Покончить с благодушием»
Еще один пример. В середине 1950-х наши корабелы еще строили легкие крейсеры «Молотовск» и «Мурманск», но постепенно переходили к серии дизельных подводных лодок проекта 611. Первую субмарину, заложенную на ленинградском заводе №196 в марте 1953-го, достраивали на нашем предприятии как заказ 636 (проект В611 с двумя установками для пуска баллистических ракет). Через полгода, в октябре, лодку перевели по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. А еще пять месяцев спустя, в марте 1954-го, заводская газета «Молотовец» (нынешний «Корабел») опубликовала передовицу с весьма говорящим названием - «Покончить с благодушием, ликвидировать отставание работ на заказах товарища Баранова» (руководитель отдела строителей № 2). Основным из этих заказов была лодка с заводским номером 636 (ответственный сдатчик И.С. Бахтин). Подводный ракетоносец был крайне необходим стране: на дворе «холодная война», противостояние с Западом. Но, очевидно, производственная ситуация была не ахти, поскольку в той газетной публикации резкой критике подверглись старшие строители, технологи, конструкторы, начальники цехов и отделов, обеспечивающих достройку субмарины, и даже главный инженер и директор завода.
«Нельзя не отметить недостатки в работе на заказах Баранова и со стороны дирекции, - говорилось в статье. - Директор завода, регулярно посещая цехи, занимаясь внутрицеховыми организационными вопросами и кадрами, организацией работы цехов по графикам, не занимается и не придает этому важному делу должного значения. А главный инженер завода самоустранился от руководства работами на заказах. Создавшееся положение на заказах Баранова дальше не может быть терпимым, особенно оно не терпимо на заказе Бахтина». И дальше следовала жесткая директива и начальникам подразделений, и всесильному Евгению Павловичу Егорову:
«Руководители второго отдела с помощью директора завода должны немедленно организовать повседневное четкое руководство всеми работами на заказах по оперативным графикам, с применением сменно-суточных заданий и осуществлением постоянного контроля за ходом работ. В ближайшее время должно быть ликвидировано отставание в продвижении заказов».
Не были забыты партийные активисты и общественники: «Заводскому комитету профсоюза, партийным и профсоюзным организациям цехов и отделов надо организовать действенное социалистическое соревнование рабочих, инженерно-технических работников и служащих, работающих на заказах Баранова».
И хотя эта публикация вышла без подписи автора, у людей сомнений не было: критиковать руководителей завода в заводской газете мог только секретарь парткома.
Главное - дело
Тем не менее, внутренние трения не мешали Егорову и Бочарову уважать друг друга и совместно решать не только производственные, но и социальные проблемы. Для них главное было - дело. Например, во многом благодаря парторгу в 1959 году открылся вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института - так был сделан первый шаг к созданию Севмашвтуза. Бочаров занимался вопросами строительства Дворца культуры имени Ленинского комсомола, ездил подыскивать место для будущего пионерского лагеря. По его инициативе несколько коттеджей в зеленой зоне завода отдали под детские садики и ясли; в результате многие маленькие северодвинцы получили в них места, а их матери смогли работать, не волнуясь за своих малышей.
Более того, этих целеустремленных людей связывала мужская дружба. Сын Бочарова Александр Александрович рассказал, что Егоров часто бывал у них в гостях, в субботние дни оба руководителя навещали живущих в общежитиях заводчан, даже как-то вместе побывали на Соловках…
Последние годы жизни, начиная с 1962-го, Александр Порфирьевич работал заместителем главного инженера Севмашпредприятия по вспомогательному производству. Болезнь и несколько перенесенных инфарктов не помешали ему курировать работу ряда цехов, служб главного энергетика, главного механика, главного архитектора. При Бочарове велось техническое перевооружение производства: обновлялся станочный парк, устанавливались портальные и мостовые краны, наращивалась энергетическая мощь предприятия, строились подстанции, прокладывались кабельные трассы и телефонные линии; в цехах выполнялись колоссальные объемы ремонтных работ, обновлялись столовые. Велико влияние Александра Порфирьевича и в организации возведения жилых домов силами заводчан, речь о так называемом хозяйственном способе.
1 марта 1968 года 52-летнего кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» не стало. В тот же день на Севмашпредприятие пришла правительственная телеграмма за подписью министра судостроения Б.Е. Бутомы: «Коллегия министерства выражает соболезнование и вместе с коллективом предприятия разделяет глубокую скорбь по поводу безвременной кончины Александра Порфирьевича Бочарова, одного из ветеранов предприятия, прекрасного человека и руководителя».
С тех пор минуло почти полвека. Многое изменилось. Но работают в цехе 55 его сын Александр Александрович, а в НТУ внук Максим Александрович. Бороздит заводскую акваторию неутомимый труженик - буксир «Бочаров». И живет память об этом человеке в сердцах корабелов Севмаша.
Олег КОРОТКОВ.