Сегодня многие ветераны войны, те, кто пережил бомбежки, голод, страх, со слезами на глазах вспоминают военное время. И хотя многое уже стерлось из памяти, тот период жизни они вряд ли забудут. Воспоминания живых свидетелей тех событий, их рассказы о боевых и трудовых подвигах позволяют нынешнему поколению прикоснуться к Великой Отечественной войне.
Михаил Сергеевич Добродеев родился в июне 1922 года. Ему было девятнадцать, когда началась война. Скоро ему 93, а он, как и прежде, бодрый и веселый. За чашкой чая я слушала его воспоминания о тех суровых днях, смотрела пожелтевшие фотографии и документы. - Родился я в деревне Верхнее Рыболово Приморского района Архангельской области, - рассказывает ветеран. - В семье было трое детей: я, брат Василий и сестра Таисия. Брат был убит в первые дни войны на Ленинградском фронте. Сестра живет в Архангельске. Папа Сергей пришел с Гражданской войны контуженный и умер, когда мне было полтора года. Поэтому я его не помню. Мама Ирина одна воспитывала нас троих.
Война застала Добродеева на работе. В начале сентября принесли повестку явиться в военкомат, после чего определили в шестнадцатую воздушно-десантную бригаду, отправили в Москву, где шесть месяцев шло обучение. Будущий десантник учился прыгать сначала с вышки на солому, позднее с парашютом «дергать за кольца», стрелять из автомата, из противотанкового ружья. Вскоре его перебросили в Поволжье, в степь. Немцы шли на Сталинград.
- Интересная история произошла в 1942 году, - продолжает рассказ Добродеев. - Подошел ко мне командир и сказал: «Пойдешь в тыл дивизии полка, расскажешь». - «А что рассказать?» - «Ничего не надо рассказывать, иди и все». Меня послали, выбрали одного из всех. А позже я догадался, в чем дело. Снайперы. Командиру был дан приказ их уничтожить. Нужно, чтобы они проявили себя, вот меня и отправили как живую мишень. Километра два надо было бежать. Ни леса, ничего кругом - степь. И я побежал. Пуля пролетела мимо уха. Бежал то вправо десять метров, упаду, то влево десять метров, опять упаду, и снова вперед. Пять пуль пропустил близко. Добежал. А когда стал спускаться в блиндаж, доложить о прибытии, пуля попала мне в живот. Хорошо, что у меня на животе был мешочек с песком. Ранения даже не было, я остался жив. Доложил командиру, что пришел, а мне сказали: сиди и жди. Два часа сидел. Потом из моей части позвонили, сообщили, что все сделано. И только тогда меня отпустили обратно. Шел уже спокойно, снайперов не было... Имя мое, Михаил, означает «святой», наверное, поэтому и выжил... Немцев видел, рядышком разговаривали. Был еще такой случай: как-то ходили за «языком», долго тащили в часть. А когда прибыли на место и показали командиру, немец оказался уже мертвым.
После освобождения Ростова-на-Дону Михаил Сергеевич три месяца лежал в госпитале. Войну продолжил в звании старшего сержанта в своей части на 3-м Украинском фронте. Позже выучился на механика-водителя танка, так и дошел до Берлина.
Краков, Будапешт, Вена... За каждый населенный пункт бились, каждый отвоевывали. Битвы шли месяцами, казалось, не будет им конца и края. После Австрии вступили на немецкую землю. В общей сложности Добродеев участвовал в освобождении более пятидесяти городов, а уж поселков и деревень - не сосчитать. Брал Берлин, но до Рейхстага не дошел.
- В танк попал снаряд, баки загорелись, у меня спина заполыхала, и меня контузило. Вытащили, затушили. Был я без сознания, очнулся в госпитале. Там и услышал об окончании войны. Стреляли из всех оружий, как салют. Мы тоже начали палить, сколько было патронов, все израсходовали. Моей матери было на меня две похоронки, - говорит фронтовик, - а я вернулся...
Дальнейшую судьбу Добродеев связал с нашим предприятием, с его водным и стапельным цехами. 29 лет ходил рулевым, капитаном на катере. Жена устроилась на работу на завод, и Михаил Сергеевич тоже пришел плотником. После смерти первой жены Анисьи Максимовны долго жил один, а шесть лет назад он расписался с новой спутницей Розой Ивановной. Она долгое время работала завхозом в отделе дошкольных учреждений. Коллектив поддерживает ветеранов, помогает им.
Многое уже стерлось в памяти, и жалеет Михаил Сергеевич о том, что не написал мемуаров о войне. В свои 92 года ветеран бодр и энергичен. Лет пять назад проводил патриотическую работу с молодежью, участвовал во многих мероприятиях: в учебных заведениях рассказывал о друзьях-однополчанах. В молодых он видел качества, присущие солдатам Великой Отечественной войны: долг, честь, чувство товарищества, взаимовыручку и огромную любовь к Родине.
Среди боевых наград ему особенно дороги орден Отечественной войны 1-й степени и медаль «За отвагу», полученные за мужество и героизм в танковых сражениях.
Ну, а что же Михаил Сергеевич хочет пожелать молодому поколению? Чтобы никогда не знать ужасов войны, ценить то, что у нас есть, и спокойное мирное небо.
Мы же желаем фронтовику здоровья, бодрости и оптимизма.
Елена ТЫШКУНОВА.
Фото автора.