Минувшая пятница стала последним рабочим днём для заместителя начальника проектно-конструкторского бюро предприятия ОСК Севмаш, заслуженного конструктора России, почётного судостроителя, лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники Василия Кузьмина.
Более пятидесяти семи лет его жизни неразрывно связаны с нашим предприятием. Пройдя трудовой путь от ученика слесаря-монтажника до заместителя начальника ПКБ «Севмаш», он зарекомендовал себя инициативным, высококвалифицированным инженером, хорошим организатором производства и умелым руководителем. Добрые слова о Василии Васильевиче говорят его коллеги, те, с кем он трудился много лет.
Юрий Спиридонов, главный советник генерального директора Севмаша:
- Моё знакомство с Василием Васильевичем состоялось на первом году моей работы в конструкторском отделе. Встретились на овощебазе, куда нас с группой инженеров послали перебирать картошку. Идём с Кузьминым в столовую и видим объявление, которое начинается со слов: «На период плодоовощной компании…». Василий Васильевич говорит с иронией: «Ну, это морковка, редиска, капуста, вот и компания». Разговорились. Выяснилось, что мой собеседник трудится в КО уже четыре года. Что работа ему нравится, что как рационализатор внедрил несколько предложений. Природное трудолюбие Кузьмина, его знания, умения сыграли свою роль. Не случайно в характеристике при первом повышении Василия Васильевича начальник его группы написал: «Прирождённый конструктор». Точные слова! Весь свой трудовой путь он подтверждал их истинность.
Работая конструктором на заказах 3-го поколения, Василий Васильевич развернул активную работу по усовершенствованию изготавливаемых изделий. Продолжал при этом заниматься техническим творчеством.
А всего за время своей работы внедрил более 100 (!) рационализаторских предложений с огромным экономическим эффектом.
С началом «перестройки» была поставлена государственная задача подключить предприятия ВПК к выпуску гражданской продукции. А в 1986-м нашему предприятию в рамках конверсии поручили освоить изготовление вакуумных котлов для агропрома. Дело для завода совершенно новое. И Кузьмин уже в должности начальника отдела машиностроения лично разработал современный надёжный и высокопроизводительный котёл. Благодаря новой конструкции срок службы изделия увеличился в пять раз, а производительность - в два раза. Завод выпустил 5 тысяч котлов.
В 1987 году Василия Кузьмина назначили на должность заместителя начальника КО, он возглавил организацию конструкторско-технологической подготовки производства. Это «штабная» работа, требующая досконального знания всех тонкостей технической подготовки. В этой должности он много сделал, чтобы конструкторская служба стала самой оснащённой передовыми цифровыми технологиями в отрасли. И сегодня при строительстве новейших заказов Севмаш остаётся лидером в этом направлении.
В 1998 году его назначили заместителем главного конструктора по гражданским заказам, а в 2009-м - главным конструктором по заказам для нефтегазового комплекса. Золотая эра для Василия Васильевича настала с началом строительства МЛСП «Приразломная». Он жил этим проектом, работал с максимальной отдачей. Кузьмин автор оригинальных, не имеющих аналогов разработок. Например, подводная сварка суперблоков, получившая патент на изобретение. При строительстве платформы в полной мере сказался накопленный опыт применения информационных технологий. Проектирование МЛСП велось одновременно в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Севастополе. Основную массу рабочей документации выпустило ПКБ «Севмаш» под руководством Василия Васильевича. При нём организовано единое информационное пространство для бесперебойного решения вопросов при достройке «Приразломной» в Мурманске. Кузьмин занимался и многими другими проектами. Под его техническим руководством построено более 100 судов - буксиров, понтонов, минибалкеров. Особо выделю проектирование и строительство понтонов для подъёма АПЛ «Курск». Ни один завод в мире не смог бы за три месяца спроектировать и изготовить такие изделия. Заключительным проектом для Кузьмина стал «Ясон». Строительство этого уникального подводного глубоководного аппарата продолжается.
На новом жизненном этапе хотелось бы посоветовать Василию Васильевичу приобщиться к общественной работе, к анализу проделанной работы и путей совершенствования судостроительного производства.
Такая информация была бы весьма полезна для специалистов предприятия, особенно для молодых.
Василий Васильевич - не только выдающийся специалист-кораблестроитель, но и человек, обладающий высокими душевными качествами, замечательный друг и семьянин.
Сергей Корнилов, первый заместитель главного инженера по подготовке производства:
- Инженер, конструктор, руководитель Василий Кузьмин - золотой фонд предприятия. Во многом благодаря его знаниям конструкторской подготовки производства и многолетнему опыту, таланту удалось создать систему, позволившую кратчайшим путём связать производство, конструкторов, технологов и максимально сократить сроки решения технических вопросов. Творческий подход к работе он сохранил на протяжении всего трудового пути: от своих первых рацпредложений до создания грандиозных, не имеющих аналогов морских сооружений. Часто такие люди при внешнем спокойствии имеют взрывной характер, и Василий Васильевич из их числа, но это не помешало ему заслужить авторитет как на предприятии, так и далеко за его пределами.
Валерий Бородин, начальник отдела гарантии и сервиса по ВТС и заказов гражданского назначения:
- В течение всей своей многолетней деятельности на Севмаше Василий Васильевич Кузьмин проявлял лучшие качества инженера и конструктора: высокий профессионализм, глубокие технические знания, аналитическое мышление, компетентность, ответственность, инициативность, стремление к поиску инновационных решений, неординарность мысли. С Василием Васильевичем знаком давно, ещё с тех пор, когда работал мастером на участке № 8 цеха 55. Совместно занимались монтажом корабельных систем при строительстве атомного подводного крейсера проекта 941. Через годы снова встретились для решения общих задач. На этот раз при реализации масштабного, уникального по своей сложности проекта - МЛСП «Приразломная». Как главный конструктор он всегда находился в гуще событий, через него проходил огромный поток производственных вопросов. Это подготовка конструкторской документации и организация работ в выездном офисе, в Лондоне, Мурманске и на платформе в море. Совместно с Кузьминым специалистами производства морской техники и гражданского судостроения подготовлено большое количество оригинальных технических решений. В течение последнего времени мы совместно занимались «Ясоном». Нет сомнений, что инженеры, которых он подготовил, успешно доведут проект до завершения. Василия Кузьмина абсолютно точно можно назвать инженером с нестандартным мышлением, глубоко вникающим в технические вопросы. И что важно, болеющим душой за своё дело. Он всецело отдаёт себя производству, идёт вперёд, невзирая на трудности, делает то, что кажется невозможным. И всегда добивается поставленной цели. От всего сердца желаю Василию Васильевичу благополучия, открывать для себя на заслуженном отдыхе что-то новое, интересное. И, конечно, крепкого здоровья, душевной теплоты, внимания родных и близких.
Александр Янко, заместитель начальника отдела:
- Проект МЛСП «Приразломная» стал в биографии Василия Васильевича одним из значимых. Особенность морской платформы была в том, что она проектировалась в процессе строительства. В связи с этим возникало множество изменений в документации, что отражалось на ходе выполнения работ и приводило к дополнительным затратам, которые невозможно было заранее оценить. При непосредственном участии Кузьмина была создана система формирования документов, ориентированная на учёт и согласование с заказчиком дополнительных затрат по всем изменениям, которые происходили в ходе строительства. Это принесло огромную пользу по формированию положительного результата строительства МЛСП «Приразломная». Проект был успешно завершён.
Михаил Варакин, бывший работник отдела:
- Василий Васильевич внёс существенный вклад в строительство платформы «Приразломная». Он наделён оригинальным мышлением. В качестве примера приведу историю стыкования суперблоков платформы на воде. Многие считали эту задачу нерешаемой. Однако при деятельном участии Кузьмина техническое решение было найдено, и уникальную работу выполнили. С участием Василия Васильевича в кратчайшие сроки выполнено и бетонирование объекта - это ещё одна уникальная работа по строительству МЛСП.
***
Коллеги по проектно-конструкторскому бюро «Севмаш» от всей души желают Василию Васильевичу приятного отдыха, честно заслуженного за многие годы плодотворного, напряжённого труда, долгих лет жизни, крепчайшего здоровья, бодрости, душевного спокойствия.
Материал из газеты «Корабел»
Олег ПЕРОВ
Фото автора