Судьба - Севмаш

Oct 16, 2024 16:00



Владимир Павлович Пастухов руководил нашим предприятием с 2004 по 2007 годы

И всё же его, кавалера орденов Мужества и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреата Государственной премии Российской Федерации, с нашим предприятием связывал более длительный период - вся трудовая жизнь: участие в испытаниях и сдаче Военно-морскому флоту десяти атомных подводных лодок, множество выходов в море в составе сдаточных команд, руководящая работа…
Корабли уходят в море
Владимира Павловича, как он сам рассказывал, море привлекало с детства. Это влечение привело его после школы в Николаевский кораблестроительный институт. И когда в 1975 году, после окончания «корабелки», он поступил на Севмаш, понял - это судьба.
Значимым этапом в начале трудового пути стал участок испытаний и сдачи заказов. В.П. Пастухова приняли оператором главных энергетических установок на заказ 355 - атомную подводную лодку проекта 667 БДР. В ночь под новый 1976 год молодого специалиста поставили на первую самостоятельную вахту. А спустя несколько месяцев в море, во время ходовых испытаний корабля, он, можно сказать, принял боевое крещение. Когда проверялись режимы полного хода, лодка врезалась в подводную скалу. И лишь профессионализм опытнейших корабелов - ведущего сдаточного механика Г.Д. Павлюка и оператора А.В. Ненашева позволил миновать трагического исхода.
В том же 1976 году он начинает работать на головной атомной подводной лодке проекта 949 «Гранит» (заводской номер 605). Подготовка к сдаче 605-го велась около трёх лет. Позже, уже инженером-механиком управления ГЭУ, участвовал в испытаниях «Гранитов», а затем сменным сдаточным механиком - АПЛ проекта 941 «Акула». Но главным кораблём для Владимира Павловича стал «Барс» - головная лодка проекта 971:
в 1984-м его назначили сдаточным механиком. 29 декабря 1988 года «под ёлочку» «Барс» был сдан Военно-морскому флоту. Вскоре последовали «Пантера» и «Леопард», АПЛ из той же, «звериной», серии.
Новый этап деятельности начался в 1993 году; В.П. Пастухов - заместитель начальника стапельно-сдаточного цеха 50 по производству.

Своя специфика
В 1994 году Владимира Павловича назначают главным инженером, этот пост он занимал десять лет. Здесь своя специфика; непросто руководить большим коллективом людей, надо принимать решения на уровне не только цехов, но и всего предприятия. Особенно это было непросто в то время, когда резко сократился государственный оборонный заказ, в результате чего значительную часть производственных мощностей Севмаша пришлось переориентировать с создания подводных лодок на иные направления деятельности. А их было немало.
В конце 1990-х - начале 2000-х велись работы по линии военно-технического сотрудничества, развивалось производство продукции технического назначения, реализовывались проекты гражданского судостроения и морской техники для нефтегазодобычи: шло строительство морской ледостойкой платформы «Приразломная», буксиров, понтонов, минибалкеров... И всё же из-за нехватки заказов цехам разрешили заключать со сторонними учреждениями «прямые договоры», которые со временем стали не только испытательным полигоном, на котором отрабатывались технологии конверсии, изучался спрос на самые разные гражданские товары, но и хорошей школой рынка. Благодаря им сотни рабочих не сидели без дела, а значит, в какой-то мере сохранялся и численный состав цехов, и профессионализм корабелов.
В выполнении таких договоров порой участвовали несколько подразделений. Так, в 1998 году для реализации 32-х договоров, заключённых цехом 50 с АО «Архэнерго», в качестве субподрядчиков были привлечены силы более десятка цехов. Или другой пример. В изготовлении по заказу ОАО «Северсталь» травильных ванн участвовали работники четырёх, а в создании вагоноопрокидывателя, предназначенного для механизированной выгрузки сыпучих грузов из вагонов, - пятнадцати цехов. А ещё корабелы делали металлургам спекательные тележки, нефтяникам и газовикам - оборудование системы ранней добычи нефти и жилые модули, для автотранспортного предприятия ремонтировали автобусы, а для Северной железной дороги - вагоны…
С участием Севмаша строились торфобрикетный и шпалопропиточный заводы, пущены установка по очистке питьевой воды в архангельской горбольнице № 1 и кислородораздаточная станция в онкологическом диспансере. Для компании «Архавтодор» изготавливались дорожные ограждения и указатели. Успешно осваивалось то, что раньше создавалось в других городах, в других республиках: гидроцилиндры, пневмогидроаккумуляторы, рулевые машины, арматура воздуха высокого давления и систем вентиляции, судовая мебель и пр. В итоге корабелы приобрели бесценный опыт в новых областях промышленности.
Подверглась изменениям структура службы главного инженера: были созданы проектно-конструкторское бюро «Севмаш» и научно-технологическое управление. Курс на самостоятельное проектирование и создание технологий оправдал себя: сократилось время на конструкторско-технологическую подготовку производства.

Во главе завода
Владимир Павлович был твёрдо убеждён: имя Севмаша должно звучать гордо. Поэтому основными производственными направлениями деятельности на посту генерального директора, который он занимал с 2004 года, оставалось выполнение гособоронзаказа, гражданских проектов, контрактов ВТС, ремонт и модернизация больших надводных кораблей, реализация заказов по линии производства продукции технического назначения. По инициативе В.П. Пастухова также была разработана комплексная программа реконструкции Севмаша, расширены технологические возможности завода, система качества приведена к международным стандартам.
А ещё требовалось сохранить социальную сферу - то, с чем многие промышленные предприятия к тому времени давно распрощались. Севмашу принадлежали Дворцы культуры, пансионаты, стадион, несколько недостроенных жилых домов… Лишь один пример. В середине «нулевых» годов В.П. Пастухов принимает решение о приведении в порядок зданий № 39 и 40 на проспекте Ленина; в них чуть позже заселили индийских моряков из группы наблюдения за переоборудованием крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» и их семьи.
В.П. Пастухов руководил предприятием до 2007 года. Следующие четырнадцать лет он возглавлял представительство Севмаша в Санкт-Петербурге.
«На Севмаше много достойных людей, настоящих профессионалов, душою болеющих за своё предприятие, - как-то сказал нашей газете Владимир Павлович, - они поддерживали меня во всех начинаниях».
Человек, который всю жизнь считал, что Севмаш - это его судьба, конечно, знал, что говорит…

Материал из газеты «Корабел»
Олег КОРОТКОВ

директор, Севмаш, ОСК, корабел, Северодвинск

Previous post Next post
Up