С годами все яснее осознаешь причастность к событиям тех тревожных лет. Ведь это и наши родные, близкие завоевали в боях и в тылу желанный мир. Это они прошли все испытания и выстояли, они, для которых война была не историей, а частью жизни.
Среди тех, кто в эти дни получит юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Николай Иванович Климовский. Родился он в Вологодской области. В семье было девять детей. В 1941 году окончил шесть классов средней школы. А тут война. Учиться дальше не пришлось. Работал в колхозе. Летом 1943-го его определили на допризывную военную подготовку. Две недели учили уставы Красной Армии, разбирали и собирали винтовки. После учебы вернулись домой. На войну уходили все новые и новые люди.
- Повестку получил и я, - рассказывает Николай Иванович, - отправка из Верховажья назначена на 4 ноября 1943 года, а через полтора месяца мне бы стукнуло 17 лет. Выехали на лошадях накануне вечером. Под дугой каждой повозки звенел колокольчик. Такая традиция была еще с царских времен при проводах рекрутов, и она долго не нарушалась. Вскоре приняли в комсомол. Ребят постарше и покрепче направили в действующую армию, а мне (я был маленького роста и очень худой) и еще подобным предстоял марш-бросок до Вельска пешим порядком, а дальше в старом вагоне на голых нарах с печкой-буржуйкой нас двинули на восток. С неделю печку топили углем, а затем уже тем, что удавалось раздобыть во время стоянок. Ехали двадцать дней, горячей пищей кормили раз в сутки. В Чите состав расформировали и нас высадили на левом берегу Амура напротив Хабаровска. Зачислили в учебный батальон, помыли в бане и выдали обмундирование: советские шинели, американские или английские ботинки. В таких ботинках зимой ногам было холодно, портянки примерзали к подметкам. Красноармейские звездочки для шапок вырезали сами из жестяных банок из-под американской тушенки. Долго жили в больших землянках, обустроенных по типу товарного вагона. Позже перевели в деревянные казармы. Кормили: рыбный суп, каша рисовая или перловая, на ужин рыба или каша. Суточная норма хлеба - 500-700 граммов. И сладкий чай. Нас обучали опытные командиры и к учебе мы относились серьезно. Приняли присягу, и меня зачислили в минометно-пулеметный взвод стрелковой бригады Второго Дальневосточного фронта. Подготовка к войне с Японией держалась в секрете. Усиленно занимались огневой, строевой и тактической подготовкой. Учились обороняться и наступать. Вначале служил наводчиком, а позднее - командиром минометного расчета. Ни о какой дедовщине, ни до войны с Японией, ни после, не было и речи. Солдаты разных национальностей жили дружно: русские, украинцы, грузины, татары... Вместе ходили в увольнения в Хабаровск, смотрели спектакли драматического театра.
После Победы над Германией с Запада постоянно шли эшелоны с боевой техникой и живой силой. Значит, скоро начнется… Нашу часть перебросили на станцию Волочаевка, и мы не раз выходили в сторону границы, делали настил по болоту. Рано утром, 8 августа, батальон подняли по боевой тревоге, вооружили, и мы двинулись к границе с Китаем. Вечером, на привале, нам зачитали приказ о начале боевых действий с Японией, союзницей фашистской Германии. Участвовать в крупных боевых операциях мне не пришлось. Ожесточенные бои шли в укрепленных районах, где действовали войска, имевшие опыт сражений с немцами. Там потери были больше. А нас, необстрелянных, берегли. Мне довелось принимать участие в захвате японского погранпоста, пленении гарнизона - около ста человек. Наш взвод прибыл туда на трех танках в качестве подкрепления. Две недели охраняли пленных и склады авиабомб на большом военном аэродроме. Потом без боев продвигались вглубь Китая.
После капитуляции Японии Климовский полгода жил в Харбине, служил в административно-хозяйственном отделе штаба Забайкальско-Амурского военного округа, которым командовал маршал Малиновский, и не раз видел его.
Потом перевели в Читу в стрелковый полк. За меткую стрельбу из миномета он трижды поощрялся отпуском. «По дому и родным местам я всегда скучал, - вспоминает Николай Иванович. - Денег мы практически не видели, все отдавали за облигации на восстановление разрушенных сел и городов СССР. Мы были сыты, обуты, одеты, и ладно».
Демобилизовался Николай Иванович в апреле 1950 года, уехал домой, в Вологодскую область. А уже 11 мая приступил к работе на закрытом предприятии оборонного назначения в Молотовске (ныне Северодвинске). Первые уроки по сборке эсминцев получил в цехах 7 и 50. Затем в 42-м строил атомные подводные лодки. Именно с этим цехом связана его основная трудовая деятельность. Бригадир Климовский и рабочие-проверщики участвовали в строительстве кораблей нескольких проектов. Один совершеннее другого. Николай Иванович позже переквалифицировался в судосборщики с правом проверять установку конструкций. Ему доверяли самые сложные и ответственные работы.
- Отличный квалифицированный сборщик, грамотный специалист, ас своего дела, - говорит о Климовском Виктор Дарда, в то время мастер сборочных работ цеха 42, а позднее заместитель генерального директора по труду и кадрам. - Владея второй специальностью - проверщика судового, Николай Иванович был стержнем и «мозгом» бригады. В его задачу входили разметка и проверка всех сложных работ по корпусу, что требовало хороших знаний и опыта.
Положительно отзывается о Николае Ивановиче и Лев Афонин, прошедший путь от мастера сварочных работ до заместителя начальника цеха: «Большую часть всех проверочных работ выполняли квалифицированные сборщики, в том числе и Николай Иванович. Очень доброжелательный, трудолюбивый и ответственный, охотно передавал молодому поколению опыт, навыки и отношение к труду».
К воспоминаниям Николая Ивановича о годах своей молодости можно добавить, что всю жизнь он упорно трудился. Высокий квалификационный разряд, большой опыт сочетались у него с творческим подходом к делу - умением собирать конструкции проще и менее затратно. С чем подошел ветеран к своему 88-летию? Его тридцатилетняя производственная деятельность отмечена орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, многих ведомственных наград. Свидетельства и знаки трудового отличия почетный ветеран предприятия Николай Климовский бережно хранит. На парадном пиджаке фронтовика сверкают и боевые награды - орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией».
Николай Иванович человек активной жизненной позиции, поэтому и будучи на пенсии ему не сидится на месте. Несколько лет назад он организовал бригаду пенсионеров-дачников для восстановления разрушенного ледоходом подвесного моста-переправы в родной деревне Никулинская; силами местных пенсионеров построил памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. Хватает дел у него и сегодня.
Идут годы. Николаю Ивановичу есть что вспомнить и чем гордиться. С женой Александрой Васильевной воспитали дочь и двоих сыновей, три внучки, два внука. Не позволяют стареть четыре правнучки и три правнука. Разве все это не говорит о состоявшейся жизни, о ее богатстве? Им могут гордиться и дети, и внуки, и правнуки.
Фото из личного архива Н.И. Климовского
Елена ТЫШКУНОВА.