В деле исполнителей художественно-оформительских работ ССП всегда есть место творчеству
Производственные и складские помещения, стеллажи, различное цеховое оборудование, как правило, подлежат маркировке. Наносится она на поверхность с помощью специальных трафаретов, изготовлением которых занимаются исполнители художественно-оформительских работ. Люди этой профессии трудятся практически во всех цехах предприятия. Мы побывали в эллинге-1 стапельно-сдаточного производства, где познакомились с Ириной Опариной и Татьяной Машигиной.
Участок хозяйственных работ, где трудятся наши новые знакомые, охватывает оба эллинга ССП. Руководит участком Юлия Лупандина. У Юлии Юрьевны в подчинении около двухсот человек, в том числе пять исполнителей художественно-оформительских работ. Коллеги Ирины Опариной и Татьяны Машигиной - Анна Большакова, Юрий Жилин и София Кирина работают в эллинге-2. Несмотря на то, что цехи у них разные, задачи выполняют одинаковые.
Острый нож и зоркий глаз
Заявки на изготовление трафаретов исполнителям художественно-оформительских работ поступают ежедневно. Каждую заносят в специальный журнал. Размеры «заказов» могут быть от нескольких миллиметров до нескольких метров. Трафареты, как правило, изготавливают за один рабочий день, но если загрузка большая, времени требуется больше.
- Раньше трафареты рисовали вручную: размечали линии, прописывали каждую букву, а после уже вырезали. Сегодня все шаблоны с необходимыми шрифтами есть у нас в компьютере. Это очень удобно и экономит время, особенно когда работу нужно выполнить срочно. Выбрал в компьютере нужный шаблон, кликнул мышкой - и принтер выводит готовый трафарет. Остаётся лишь вырезать буквы, - рассказывает Ирина Опарина. - Но здесь тоже свои нюансы есть. На буквах оставляем специальные перемычки. Делаем их на глаз, знаем по опыту, где их нужно разместить, чтобы, например, серединка буквы из трафарета не выпадала или уголки не задирались, когда маляр будет штамповать по трафарету краской.
Буквы вырезают канцелярским ножом. Татьяна Владимировна работает простым ножом, который можно приобрести в магазине, а вот Ирина Валентиновна предпочитает инструмент ручной работы. Его ей делали на заказ цеховые плотники. Деревянная ручка да ножовочное полотно - кажется, чего проще. Но для Ирины Опариной лучше этого ножичка нет, подточит его, подшлифует - и ещё лет на десять хватит.
Трафареты печатают на бумаге. Для большей прочности её проклеивают скотчем. Но если трафарет предполагает многоразовое использование, его изготавливают на плёнке. Для больших форм используют компьютерную функцию «печать по плиткам». Каждый фрагмент изображения выводят на отдельных листах, которые затем склеиваются между собой. Сейчас это делается легко и просто, а раньше, признаются мои собеседницы, приходилось самим рассчитывать, где какой фрагмент расположить, что отнимало немало времени.
Дело вкуса и опыта
Помимо трафаретов исполнители художественно-оформительских работ занимаются и подготовкой стендов, где размещают различную информацию, полезную для работников подразделения, поздравления юбилярам и работникам, уходящим на заслуженный отдых. Они же оформляют цеховую Доску почёта, стенды с историей родного эллинга.
Художественный вкус и профессиональное образование приходятся здесь как нельзя кстати. Ирина Опарина выпускница художественного училища Великого Устюга, она художник росписи по дереву. Татьяна Машигина художественное образование в своё время получила в северодвинском профессиональном училище № 21. Так что в своём деле они знают толк.
Одной командой
Работа с трафаретами, оформление цеховых стендов для исполнителей художественно-оформительских работ - дело привычное, повседневное. Но всё же работа на стапеле обязывает подходить к делу со всей серьёзностью и большой ответственностью.
Своеобразной визитной карточкой подводных лодок, сходящих со стапелей предприятия, являются эмблемы с гербами городов и образами князей, в честь которых они названы. Эти огромные изображения на корпус АПЛ наносят тоже исполнители художественно-оформительских работ ССП. Дело сложное, трудоёмкое и, как правило, всегда срочное. Поверхность предварительно грунтуют, краску наносят поэтапно, по цветам, давая каждому фрагменту тщательно просохнуть. Чтобы огромный формат изображения ровно перенести на корпус лодки, для художников даже собирают особые, более частые, леса, по которым они передвигаются буквально по миллиметру. Зачастую для скорого выполнения работ коллеги обоих эллингов объединяются в одну команду, ведь дело у них общее.
Готовь сани летом
Обеденные перерывы и свободное от работы время для Ирины Опариной и Татьяны Машигиной - пора для воплощения творческих задумок и идей. На рабочем месте мы проводим много времени, так почему бы не сделать его красивым и уютным, считают они. И ко всем праздникам стараются украсить родной цех, чтобы поднять работникам настроение. В эти дни, например, в вестибюле эллинга-1 разместили оригинальную композицию, посвящённую Дню Военно-морского флота. Здесь и волны бирюзово-голубой ткани, и спасательный круг в тех же тонах, и звезды, что освещают путь морякам, и якорь, что символизирует скорейшее возвращение домой, - каждая деталь продумана до мелочей.
На дворе середина лета, а в мастерской Ирины и Татьяны уже вовсю идёт подготовка к новогодним праздникам. А как иначе, ведь, как известно, сани нужно готовить летом.
И так ответственно они подходят к любому празднику или торжественному мероприятию. Стараются наши героини украсить и предцеховую территорию. Огромные, неподъёмные серые булыжники, что лежали перед входом в цех, лёгким движением кисти художницы превратили в милого оленёнка, кролика-крепыша и даже в камень желаний, у которого каждый работник может попросить, например, хорошего рабочего дня.
Мои собеседницы признаются, что идеи для творчества берут в Интернете, а порой задумки приходят в голову сами собой. Но все свои творческие планы Ирина Опарина и Татьяна Машигина обязательно согласовывают с руководством, а оно, в свою очередь, всегда старается идти навстречу. Ведь позитивный настрой на рабочем месте улучшает и качество труда.
Материал из газеты «Корабел»
Светлана СУХОЕДОВА
Фото Олега Перова