Любителю морской истории будет интересно во многих культурных учреждениях столицы
Москву называют портом пяти морей, и среди множества музеев столицы есть и рассказывающие о прошлом и настоящем Военно-морского флота, а также об истории Поморья. Остановим внимание на тех, где встреча с этими темами будет, может быть, не самой ожидаемой, но весьма содержательной.
От «Акулы» до «Акулы»
Прежде всего, стоит обратить внимание на Центральный музей Вооружённых сил. Основной акцент в его экспозиции сделан на истории сухопутных войск нашей страны. И всё же не забыт и флот - он представлен сравнительно немногочисленными, но интересными экспонатами.
Так, на обширной открытой площадке за зданием музея среди многочисленных образцов танков и бронемашин, буксируемых и самоходных орудий и мобильных ракетных установок не затерялся бронекатер времён Великой Отечественной БК-433, прошедший от Керчи до Белграда, Будапешта и Вены. О боевом пути его стоит послушать экскурсовода - и помолчать у начищенной таблички с именами павших членов экипажа.
Здесь же и экспонаты, которые могли бы проиллюстрировать и некоторые страницы истории Севмаша. Вот, например, универсальное 85-миллиметровое корабельное орудие, из тех, что входили в состав вооружения больших охотников проекта 122А. Тут же пятитрубный торпедный аппарат - подобные устанавливались и на эсминцах проекта 30-бис, и на крейсерах «Мурманск» и «Молотовск». А вот возвышается массогабаритный макет первой советской баллистической ракеты подводного старта - Р-21 комплекса Д-4, главного вооружения подводных лодок проектов 629А и 658М, хорошо памятных ветеранам нашего предприятия.
Не менее интересны и те истории, с которыми мы можем познакомиться в главной экспозиции. Как не обратить внимание на фото подводных лодок Российского флота первых двух десятилетий ХХ века? Вот скромная «Акула», тёзка и «прабабушка» знаменитого ракетоносца, в водах Балтики в 1913 году. Вот снимки ПЛ типа «Кайман» - пояснительная надпись сообщает, что эти субмарины построены по неудачному американскому проекту, но доведены до боеспособного состояния усилиями русских подводников и корабелов. Вот германо-турецкий транспорт «Родосто», захваченный лодкой «Тюлень» в 1916 году на Чёрном море, и лица подводников «Тюленя»: командира капитана 2 ранга Китицына и машинного кондуктора Безрукова (рядом с ним - жена, одна из бесчисленных верных подруг наших моряков).
Привлекает экспозиция о гражданской войне на Севере. Вот снимки кораблей Двинской флотилии. Вот портреты и личные вещи героя и антигероя: начальника штаба и командующего 6-й армией красных Александра Самойло, генерал-майора старой армии, а затем генерал-лейтенанта РККА, и «барона Архангельского» - этот титул имел наглость принять англичанин генерал Эдмунд Айронсайд, командовавший интервентами на Севере России, создатель концлагеря на Мудьюге. Вот листовка, возвещающая: «Натиском Красной армии сброшены в Белое море белогвардейские банды и наёмники англо-французского капитала».
Конечно, не забыты и подвиги моряков Великой Отечественной, и операции АПЛ времён расцвета советского ВМФ и современного флота России - создания корабелов Севмаша.
Письмо от водолазов
Добавим: не менее, а в чём-то и более интересные напоминания о Севере и о флоте можно встретить и в других музеях столицы.
Иногда это совершенно естественно и ожидаемо. Например, в музее «Старый английский двор» на Варварке подробно говорится о путешествиях Ричарда Ченслера, о связи с Европой через Николо-Корельский монастырь и, позднее, через Архангельск. Все знают, что в музее «Коломенское» сохранена надвратная башня Николо-Корельского монастыря. Но бывают и неожиданные «встречи». Скажем, при всём богатстве экспозиции знаменитого Исторического музея внимательного посетителя-северянина наверняка привлечёт оборонительная подъёмная решётка главных ворот известной Новодвинской крепости.
В музее Отечественной войны 1812 года есть витрина, где представлены образцы контрабандной продукции, поставлявшейся через Архангельск в обход системы континентальной блокады, навязанной нашей стране Наполеоном, и документ архангельской таможни.
А вот и музей Владимира Высоцкого в переулке имени знаменитого актёра и барда, близ театра на Таганке. В зале, где воссоздана обстановка гостиной квартиры Владимира Семёновича, среди экспонатов мы видим макет атомной подводной лодки, видимо проекта 627А; экскурсовод говорит, что это подарок моряков. А в другом зале, где наряду с прочим представлены адресованные поэту письма, можно найти и послание от «водолазов Краснознамённого Северного флота» - так оно и подписано. Читаем: «5 января у нас праздник, исполняется 50 лет со дня основания советского водолазного дела. (В этот день в 1921 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О работах по подъёму затонувших судов на Чёрном и Азовском морях» о передаче судоподъёмных работ в ведение Наркомата по морским делам; эта дата считается днём основания поисково-спасательной службы ВМФ. - Примеч. авт.) Володя! Еще ни один композитор не написал путёвой песни про водолазов, а нам она так нужна! Обращаемся к тебе с огромной просьбой: напиши такую песню… У нас служба очень тяжёлая, но почётная… Ты знаешь, Володя, иногда соберёмся в кубрике после работы, и хочется послушать хорошую, задушевную песню про нашу тяжёлую водолазную службу. Но увы! Такой песни нет. Володя, выручай, вся надежда на тебя».
«Марш аквалангистов» Владимир Семёнович написал, как считается, по просьбе участников московского клуба подводного плавания «Сарган». Но, может, вдохновляли его и подобные письма моряков?..
Материал из газеты «Корабел»
Станислав ЗЕЛЯНИН
Фото автора
P.S. Конечно, есть в первопрестольной и более специализированные «морские» музеи. Но, скажем, музей морского флота на Большой Ордынке посвящён скорее истории водного транспорта, к тому же сейчас он на реставрации и лишь организует отдельные выставки на временных площадках. Безусловно, есть и интересный музей истории ВМФ в парке «Северное Тушино». Среди его натурных экспонатов можно видеть и ДЭПЛ Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б - вспомним, что эта лодка переоборудована в музейный объект на Севмаше в начале 2000-х годов в цехе 42 по проекту, разработанному в ПКБ «Севмаш»; много публикаций этой теме посвятила газета «Корабел». Но этот музей заслуживает отдельного рассказа.