Профессия сборщика корпусов металлических судов одна из важнейших в стапельно-сдаточном производстве
Строительство корабля на стапеле начинается с формирования его корпуса. Корпусными работами в эллинге-1 стапельно-сдаточного производства занимается сборочный участок № 18. В ведении бригады мастера Сергея Вакурина средний блок корабля. Причём сборщики КМС одновременно работают на нескольких строящихся кораблях.
- Работы много, сроки сжатые, расслабляться некогда, - говорит Сергей Сергеевич. - Месяц назад на предприятии АПЛ «Архангельск» вывели из эллинга и ещё два корабля передали флоту. Приятно видеть итог работы всего Севмаша, понимаешь, что вложено немало и твоего труда.
В своё время сборщики участка строили химовозы, морскую ледостойкую платформу «Приразломная». Но переучиваться на подводные лодки им не пришлось, отмечает мастер. Чертёж читать умеют - сделают. Дали задание - значит, надо выполнять. Главное, утверждает Сергей Сергеевич, чтобы было желание работать. А у ребят из его бригады такое желание есть.
Сергей Вакурин пришёл в цех учеником сборщика, на 18-м участке начинал в бригаде Михаила Изосимина. Заочно окончил вуз, прошёл профессиональную переподготовку по направлению «Корпусное производство». Сначала замещал своего мастера, а в 2018-м его назначили мастером бригады Николая Дурапова.
Коллектив бригады молодой. Из двадцати девяти человек лишь один сборщик старшего возраста - Олег Агапитов, а в основном - до сорока. Это связано с тем, объясняет мастер, что некоторое время назад был большой набор персонала.
- Много тогда к нам людей пришло, но немало потом и ушло, - продолжает рассказ Сергей Сергеевич. - Скажу честно, некоторые приходили, чтобы отсидеться. Но это не правильно; здесь работать надо. Бездельников мы с бригадиром разогнали. Сейчас коллектив отличный, устоявшийся, молодой и активный.
Николай Дурапов возглавляет бригаду более десяти лет. Грамотный специалист, имеет непререкаемый авторитет в коллективе. Сергей Вакурин отмечает, что работать с ним нравится, понимают друг друга с полуслова. «Конечно, бывает, что и спорим по рабочим вопросам, - с улыбкой говорит он, - но, если бригадир докажет своё мнение, соглашаюсь с ним».
«Когда в бригаде рабочие в основном среднего возраста, кто обучает молодёжь тонкостям профессии?» - задаю очередной вопрос. Оказывается, всё просто. Корабль у них уже не первый, серийные идут. Ребята в своё время «набили себе шишки», а сейчас знают, что и как делать, им можно поручить любую работу. Максим Лупачевский, Рудольф Бекряшов, Иван Пантелеев, перечисляет Сергей Вакурин. Они относительно молодые, но уже опытные, есть кому молодежь обучать.
- Чертёж показал, задание дал - лишние вопросы не задают. А когда-то по каждому пустяковому вопросу приходили. Сейчас принимают решение сами, самостоятельные, - говорит мастер. - Сборщики работают в паре. Недавно с бригадиром поняли, что нам не хватает вторых номеров. Все, кто был вторым номером, уже хотят и, главное, могут работать самостоятельно - на первых. Но на данный момент нам больше людей не требуется. Справляемся. Порученный объём работ на нескольких заказах выполняем своими силами.
«Сборщик» - профессия сложная, тяжёлая. С собой приходится носить много инструмента: шланг под воздух, турбинку, сварочный кабель, щиток, кувалду, иногда фрезу… Что взять с собой, каждый уже знает из опыта, объясняет мне Сергей Сергеевич. Обязательно должно быть желание работать. Нужно немного предвидеть наперёд. Не ограничиваться только заданием, а чуть больше знать и делать. Обязательно уметь правильно читать чертежи. Принимать решение самостоятельно. Да много чего ещё нужно. Профессия сложная, но и интересная, одна из основных на стапеле, считает мастер сборщиков. Впрочем, и заслуги людей любой другой профессии не умаляет. Рядом трудятся сварщики, монтажники, маляры, изолировщики… Каждый своё дело считает важным и нужным. Без совместной работы специалистов различных профессий корабль не построить.
Материал из газеты «Корабел»
Ольга МАРКУС
Фото Олега Перова