Корабелы Севмаша. Машинист-стахановец Андрей Лапочкин

Mar 03, 2013 11:56

Андрей Николаевич Лапочкин - человек известный на Севмаше. На предприятии работал с 1948 по 1994 годы слесарем-монтажником. Когда стали строить атомные подводные лодки, занимался монтажом и испытанием оборудования и систем ядерных энергетических установок.

Это был специалист высочайшей квалификации, как отличный организатор производства - бригадиром и старшиной реакторного отсека. Участвовал в ходовых испытаниях подводных лодок различных проектов, в том числе головных кораблей. Был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями. За выдающиеся заслуги в создании новой техники в 1966 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Андрей Николаевич Лапочкин, 1945 год


А начиналось все так. Окончив семь классов, с 1941 по 1944 гг. Андрей Лапочкин работал на Строительстве № 203 слесарем. Но немногие знают, что трудовую деятельность Андрей Николаевич начал в 1945 году в Северном государственном морском пароходстве, в архиве которого находится его личное дело, с которым мне недавно удалось ознакомиться. В 1944 году Андрей поступил в Архангельскую школу морского обучения и в 1945-м закончил ее по специальности машиниста, после чего получил направление на новейший пароход типа EMPIRE «Архангельск», который был принят в столице Поморья от союзников в апреле 1944 года.

Перед первым выходом в море, направляясь в заграничный рейс, Лапочкин дал подписку о том, что ознакомился с «Обязательством моряка о поведении за границей» и будет соблюдать его сознательно и честно как патриот своей социалистической Родины. За время работы на пароходе «Архангельск» Андрей Николаевич побывал в Америке, Германии, Польше и других странах и показал себя высококвалифицированным специалистом. В характеристике, подписанной капитаном, старшим механиком и помполитом судна, указано: «Лапочкин - машинист I класса парохода «Архангельск» - за время своей работы показывал примеры честного отношения к труду. Постоянно работал над повышением своего технического и культурно-политического уровня. Дисциплинированный стахановец. Был отмечен в приказах как хороший работник. При приемке парохода быстро освоил новую установку».

Пароход «Петровский»


В 1946 году пароход «Архангельск» был снят с баланса Северного морского пароходства и по условиям соглашения с союзниками возвращен Великобритании. Машинист Лапочкин получил направление на пароход «Петровский», который в годы Великой Отечественной войны осуществлял экспортно-импортные перевозки и участвовал в переходах союзных конвоев, а в послевоенное время выполнял воинские и народно-хозяйственные перевозки.

В апреле 1948 года Андрей Николаевич написал заявление на имя начальника отдела кадров СГМП с просьбой уволить его из состава пароходства, поскольку работать в предложенной должности кочегара по состоянию здоровья, по решению медкомиссии, он не может, или оставить его в должности машиниста. 17 апреля Андрей Николаевич Лапочкин, согласно приказу по отделу кадров Севгосморпароходства № 476, был уволен и перешел на завод № 402, которому отдал 46 лет своей жизни.

В последнее время на экскурсии на Севмаше побывало несколько групп ветеранов ОАО «Северное морское пароходство», в том числе участники плавания в северных конвоях, те, кто доставлял союзнические ленд-лизовские грузы на причалы Молотовска. Среди ветеранов были и бывшие военные моряки, проходившие службу на кораблях и подводных лодках, построенных в разные годы на заводе № 402 - Севмаше. Поэтому интерес ветеранов к северодвинской верфи искренен и неподделен. В музее предприятия ветераны увидели и узнали очень много интересного, а в экспозиции, посвященной Героям Социалистического Труда, лауреатам Ленинской и Государственной премий увидели немало знакомых, в том числе и своего коллегу по работе в Северном морском пароходстве - машиниста парохода «Архангельск» А.Н. Лапочкина. Чувство гордости за своего товарища, за славное прошлое нашего ВМФ наполнили их сердца, укрепили веру, что Россия и впредь будет великой морской державой, сильной как военным, так и гражданским флотом.

Сергей СПИРИХИН,
научный сотрудник музея Севмаша.

История предприятия, Корабелы Севмаша

Previous post Next post
Up