Главный специалист по автоматизации плазово-конструкторской подготовки производства ПКБ «Севмаш» Анатолий Кобелев рассказывает: краеведение увлекает его с детства. Интересует и старая деревянная архитектура Архангельской области вообще и родного Молотовска-Северодвинска в особенности.
Анатолий Владимирович изучил все доступные публикации по этой теме, следит за книжными, журнальными и газетными новинками. Особенно помог ему проект Северодвинского краеведческого музея «Город тот дорог», в рамках которого оцифрованы и выложены в Интернет номера городской газеты «Сталинец Судостроя» - «Сталинец», а также множество ценных архивных фотоснимков. В исследовании Анатолий Владимирович применяет и технические методы - например, кадры аэрофотосъемки времен войны он наложил на современную карту города и провел сравнительный анализ. Итог многолетней работы - объемистая рукопись, в которой прослежена ранняя - до начала Великой Отечественной - история строительства стремительно исчезающего в последние годы старого города. Среди «героев» книги - не только улицы, но и буквально все дома 1936-1941 годов. Описаны их архитектурные и инженерные особенности, рассказ иллюстрирован фото - архивными и недавними. Не побоимся сказать, что автор открыл немало нового и интересного, подвергнуть пересмотру некоторые устоявшиеся в краеведении мнения.
С благодарностью автору публикуем один из фрагментов рукописи.
Планы и реалии старого Молотовска
Многие знакомые северодвинцам кварталы могли быть совсем иными
Есть любопытный рисунок, изображающий поселок завода № 402. Он похож на Молотовск только отчасти, и не удивительно, что многие окрестили его фантазией. Но, увидев этот рисунок, я сразу же обратил внимание на подпись в нижнем правом углу, знакомую мне по чертежу цеха 50. Руководителем группы, разработавшей план будущего Молотовска, был архитектор 1-й проектной мастерской братьев Весниных Виталий Федорович Калафатов.
Архитектор Калафатов
Его у нас почти никто не знает. А зря. Калафатов принял самое активное участие в проектировании завода - он был ответственным по архитектуре цеха 50.
В городской газете «Сталинец» от 15 августа 1938 года Калафатов опубликовал статью, в которой выразил готовность контролировать строительство цехов и просил строителей точно осуществлять кладку стен. Причины для беспокойства у него были. Проект основных цехов предусматривал фигурную цветную кладку с использованием квадратов и ромбов. А в это время стройку передали в руки НКВД, и сомнения в квалификации подневольных каменщиков не были беспочвенными. Калафатов почти не уходил со стройплощадки, сам делал шаблоны, чтобы обеспечить правильную рисунчатую кладку, учил каменщиков и контролировал исполнение. Когда началась война, Калафатов был в очередной командировке в Молотовске. Здесь он был призван в Красную Армию, здесь и служил в 81-м зенитном дивизионе. Можно представить, с каким рвением Калафатов защищал свои творения, которые представляли заметную мишень для вражеских бомбардировщиков. Недаром он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
По странам света
Рассмотрим план более подробно, условно разделив изображенный на нем поселок на три части.
Первая часть (от Железнодорожной до Пионерской) построена большей частью в 1937-1938 годах. Можно заметить, что планировка кварталов на рисунке практически совпадает с реальной. Мы видим двухэтажные дома в районе от Северной улицы (ныне ул. Торцева) до Республиканской. Здесь заметно отсутствие характерных угловых домов - их в этом районе действительно нет. После Республиканской, как и в действительности, внутри кварталов заметны длинные одноэтажные дома. На схеме видны даже два деревянных дома, которые были построены в начале улицы Пионерской. Такие же дома должны были стоять на проспекте Профсоюзов.
Этот район застроен явно по плану мастерской Весниных.
Вторую часть (между Пионерской улицей и проспектом Профсоюзов) можно назвать административным районом, представляющим собой буфер между западной и восточной частью. Здесь вообще мало зданий, а жилых домов практически нет совсем. Соответствия можно заметить и тут. Планировка квартала между Советской и Республиканской очень похожа на реальную. На своих местах стоят здание почты, ресторан Эдельмана, книжный магазин КОГИЗа (на месте нынешнего здания суда), котельная внутри квартала. Между Республиканской и Индустриальной на плане видны лишь две школы. Остальное пространство занимает парк с чем-то вроде памятника в центре. Но есть и различия. Театр, который ни с чем не перепутать, стоит не на Пионерской, а почти на Профсоюзной. На месте парка на Северной улице можно увидеть какое-то большое здание.
Третья часть представляет собой район от проспекта Профсоюзов до Арктической улицы (ныне проспект Ленина). Он застроен в основном в 1939-1941 годах, и заметно отличается от первой части. Здесь есть угловые дома с башенками, балконы на первом этаже и затейливые фронтоны, отсутствующие в других районах. Застройка каждого квартала симметрична и включает одинаковые угловые здания. А на плане все совсем не так. Дома на рисунке почти не отличаются от домов в первой части.
Прошло всего несколько лет, но уже заметно изменение тенденций в советской архитектуре: от конструктивизма к сталинскому ампиру. Конструктивисты Веснины вынуждены были уступить место архитекторам, работавшим в другом ключе.
Наиболее интересна северная часть плана. Первомайской улицы здесь нет. Зато проспект Профсоюзов и Пионерская улица соединяются дугой, образуя на месте нынешнего стадиона «Энергия» парк с высоким монументом. А к северу от него, в районе закругления улиц, можно увидеть большое здание, увенчанное куполом.
Улица Профсоюзная не случайно названа проспектом Профсоюзов. На плане она, пожалуй, одна из главных. На ней напротив здания с куполом должна была стоять полукруглая колоннада, открывающая путь к заводу.
Но интереснее всего то, что сетка городских улиц на плане располагается под углом к линии завода. Если улица Арктическая находится совсем рядом с заводом, то Железнодорожная расположена от него довольно далеко. Такое решение можно объяснить стремлением архитекторов расположить улицы будущего города строго по странам света.
На реальной же карте Северодвинска, ориентированной, как принято, с севера на юг, улицы располагаются под углом к горизонтали и вертикали. Без сомнения, план поселка был сделан до того, как в нем были построены первые здания.
Поселок или город
При рассмотрении этого плана возникает следующая проблема. По данным всех публикаций, деятельность мастерской Весниных в Молотовске ограничивалась заводом, а проектированием будущего города занималась контора «Гипрогор».
Алексей Александрович Борисов, который был главным инженером проекта завода, написал в своей книге, что проектирование города, на правах генеральной проектной организации, выполнял «Гипрогор» (Ленинградское отделение). Но тут же, в следующей строке он пишет: «Проектирование поселка и организация строительства подсобных и временных предприятий и сооружений лежало на обязанности проектного отдела самого строительства». Заметим, что в тексте есть город и есть поселок. И это не одно и то же.
Комиссия, выбиравшая площадку будущего завода, одним из доводов в пользу Никольского устья приводило наличие сухого острова Ягры, наиболее приспособленного для будущего города. А к югу от завода запланировали и начали строить временный поселок строителей.
Однако новое руководство строительства стало активным противником строительства на Яграх. Три года было неясно, где все-таки будет расположен город. 2 сентября 1939 года в облисполкоме состоялось совещание по вопросу генерального плана Молотовска. Начальник строительства Борис Кронов привел на заседании аргументы против города на Яграх. Самым неотразимым был такой: чтобы на куске земли размером восемь на полтора километра построить вокзал и все, что нужно для города, придется убрать лес, и красота острова пропадет… В том, что мы можем любоваться Ягринским бором, есть заслуга интенданта 1-го ранга НКВД Кронова!
На следующий после этого заседания день в газете «Сталинец» появилась статья о новом социалистическом городе.
А в 1947 был разработан генеральный план, предусматривавший застройку Молотовска в классическом стиле.
Но это уже другая история.
Материал из газеты «Корабел»
Анатолий КОБЕЛЕВ.