История сборочно-стапельного цеха 42 - это история высоких достижений отечественного подводного кораблестроения. Всегда в авангарде производства шли слесари-монтажники судовые. Среди опытнейших представителей одной из основных рабочих профессий - Александр Владимирович Мальцев, бригадир участка № 8, заслуженный машиностроитель Российской Федерации.
Он определился с выбором профессии, которой посвятил всю свою трудовую жизнь, еще в школе. После окончания 8-го класса поступил в ГПТУ № 1, где обучался по специальности «Слесарь-монтажник судовой». А затем трудоустроился в цех 42. Это произошло в 1980 году.
Работники участка № 8 занимаются главными и рулевыми механизмами, линиями вала, переборочными люками, системами вооружения. Как бригадир Александр Владимирович организует, координирует, контролирует работу своих подчиненных. Всего в коллективе трудится двадцать восемь слесарей-монтажников и еще два ученика - студенты-практиканты Техникума судостроения и машиностроения.
Бригада Мальцева имеет многолетнюю историю. Когда-то коллективом руководил Леонид Михайлович Шаманин. Он неоднократно поощрялся, в том числе и высокими наградами - орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Сейчас ему 92 года. Позже бригадиром был Виктор Игнатьевич Шумков, которому присвоили почетное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Четырнадцать лет назад его сменил на должности Александр Мальцев.
- Из нашей группы после окончания училища в цех устроилось тридцать человек. Прошло 43 года. На сегодняшний день из однокурсников остался я один, - говорит Александр Владимирович. - Сложные 1990-е годы перевернули судьбы многих людей. Мне 61 год. Следующему в нашей бригаде по возрасту 42 года - разрыв, как видите, аж 19 лет. Целое поколение в коллективе выпало. Но молодыми ребятами в основном доволен. Со своими обязанностями справляются хорошо.
Александр Мальцев несколько лет назад был удостоен почетного звания Севмаша «Лучший наставник молодежи». За свою биографию обучил примерно двадцать молодых работников.
- В профессии слесаря-монтажника, как и в любой другой, важно стремление развиваться, постоянно приобретать новые знания, - продолжает бригадир. - Когда принимаем ребят на работу, смотрим, чтобы физически были достаточно развиты, чтобы руки были сильные, плечи пошире - работа у нас физически тяжелая. Приветствуется, когда молодой работник занимается спортом. Поскольку имеем дело с чертежами, не менее важна в нашем деле способность к аналитическому мышлению. Имеет значение умение общаться с людьми - постоянно взаимодействуем с конструкторами, технологами, со строителями кораблей.
Александр Владимирович отмечает, что в его коллективе сформирован надежный костяк из 8-10-ти опытных мастеровитых слесарей-монтажников. Им бригадир может доверить работу любой сложности. Сильная команда - сильный участок, сильный участок - сильный цех.
…В свое время Александр Мальцев поступил в институт, но учиться не стал - помешали жизненные обстоятельства. Звали знакомые заниматься бизнесом, он отказался - предпочел делать то, что любит и умеет - строить корабли. Александр Владимирович ни разу не пожалел, что посвятил себя профессии слесаря-монтажника, говорит, что для себя другой судьбы не представляет. Он всегда старается выполнять работу с душой и с творческим подходом. Вот и весь его секрет профессионального долголетия.
- Горжусь нашим цехом, нашим Севмашем. Таких мощных заводов в мире очень мало. И, конечно, хотел бы выразить слова благодарности руководству, за то, что отметило мой труд на предприятии, что был недавно удостоен почетного звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации», - сказал в завершение беседы бригадир.
Материал из газеты «Корабел»
Олег ПЕРОВ.
Фото автора.