Все чаще на производстве можно встретить молодых руководителей. Почти всегда они умны, глубоко погружены в специфику своей работы, много знают и жадно учатся новому. Они могут оценивать проблему с разных сторон и находить неочевидные пути решения. Их отличает стремление всегда добиваться результата. Главная их черта - ответственность. За такими будущее.
Со второго курса - мастер
Уже год в цехе 42 Евгений Машин руководит участком, занятым работами на корабле проекта 11442М. Начинал на Севмаше чуть более десяти лет назад слесарем-монтажником второго разряда. И, вероятно, из него вышел бы отличный рабочий высокой квалификации. Всего за несколько лет молодой человек успел получить отличную практику работы на разных подводных лодках, много ездил в командировки, работал с различными корабельными системами. Полученный опыт позволил повышать разряд. Но Евгений избрал другой путь, поступил во втуз, чтобы иметь не только богатую практику, но и хорошо разбираться в теории. Уже на втором курсе парня заметили, предложили ему должность мастера, а затем и старшего мастера. Евгений проявил себя человеком ответственным и способным.
Когда на корабле развернулись профильные работы, оборудование стало поступать в большом количестве, руководство цеха организовало новый участок. А Машина назначили начальником нового подразделения - заметили потенциал, учли опыт в роли монтажника и мастера, решили, что ему можно доверить такую ответственную работу, что он справится.
За год участок увеличился вдвое; объем работ возрастает. Основной костяк подразделения, не только рабочие, но и мастера, старшие мастера - молодые люди в возрасте 25-35 лет. В монтаже систем для этого корабля каждое оборудование, каждая труба - это всегда новые вопросы, свои нюансы, а опыт нарабатывается в процессе. Участок Машина - как первопроходцы, которые хоть и умеют ориентироваться на местности, но в конкретной «местности» впервые.
- С той школой, что мы проходим сейчас на корабле, с теми вопросами, что приходится решать ежедневно, не сравнится ни один заказ, на котором я работал, - говорит Евгений. - Объем информации колоссальный. Но и опыта каждый день все больше и больше. Очень много возникает вопросов по трубам, по возможностям монтажа систем, по оборудованию, которое уже смонтировано.
Своя система
Технология монтажа сложная, иные узлы описаны в техдокументации на 30-40 страницах, каждую операцию нужно предъявить специалистам управления качества продукции. Какие-то невозможно выполнить в условиях корабля. То причина в допусках, то фундамент не соответствует. Такие ситуации нечастые, но требуют специальных решений и согласований и с проектантом, и с заказчиком. А это - драгоценное время. Но, как показывает практика, даже самые сложные задачи решаются быстро и работа не замедляется. Часто выявляются мелочи, которые можно решить, не подключая проектанта и заказчика.
За год у молодого начальника участка сложилась своя система организации и контроля работ. Теперь ему легче предвидеть и предотвратить проблему до ее появления; опыт подсказывает, как решать возникающие вопросы, к кому обращаться, на кого положиться.
- У меня два опытных старших мастера, которые в совершенстве владеют темой, отлично ориентируются в документации. На каждый чертеж у нас заведены специальные таблицы, в которых отражена нужная информация, - говорит Евгений. - Понятно, что тысячи заводских номеров ни один мастер запомнить не в силах. Куда какой клапан погрузил - тоже помнить не реально. Поэтому у нас распечатаны на огромных форматах листы ключевых очень важных чертежей. На них мы каждый день маркером отмечаем, что выполнено. Так наглядно. Видим, где погрузили, какую следующую погрузку и монтаж надо подготовить и выполнить. И где какие узкие места - тоже понятно.
Система работы участка выстроена таким образом. На производственных площадках ведется предмонтажная подготовка, сверка арматуры с документами, с чертежами, идет проверка заводских номеров и так далее. Если предусмотрено требованиями, проведение испытаний, предъявление УКП. Сейчас основное внимание уделяется предмонтажной подготовке клапанов. Чтобы выполнять работы удобнее, в цехе организовано большое помещение, где все на виду и все под рукой. До этого клапаны хранились в ящиках, были труднодоступны, приходилось тратить дополнительное время на поиск нужных изделий, распределенных по площадкам в цехе. Теперь выделены отдельные рабочие, которые занимаются предмонтажной подготовкой системы, комплектовкой, погрузкой на заказ. Мастера выдают им список, что нужно подготовить и к какому сроку. Словом, процесс налажен.
Ценное время
- Большая часть необходимого оборудования, арматуры уже на корабле, - говорит Евгений Машин. - Но и сейчас погрузка ведется активно. Решаем сложные моменты, связанные с логистикой. Но в целом практически полностью готовы к монтажу, за исключением оборудования, которое еще не поступило. Так как корабль большой и на нем очень много систем, чтобы видеть всю картину, охватить все возможные вопросы широко и сразу, монтируем абсолютно все системы одновременно. Но есть и системы, которым уделяем особое внимание.
Рабочий день начальника участка состоит из бесконечного решения текущих вопросов. Но Евгений, как и большинство руководителей, приходит на работу часам к семи утра и остается до восьми-девяти вечера. Вот это время, за рамками основного восьмичасового рабочего дня, для него очень ценное. Оно для обдумывания, в правильном ли направлении идет процесс, для сверки «прицелов», для стратегического планирования.
Машин ежедневно обходит корабль, чтобы быть в курсе каждой смонтированной трубы, каждой системы, каждого чертежа. Наблюдает, как ведется монтаж, контролирует прохождение ключевых этапов, чтобы, если у кого-то возникнут вопросы, он всегда смог на них ответить. Тем не менее решение текущих задач по монтажу делегирует подчиненным, подключается только там, где без его вмешательства им не обойтись.
- К счастью, я вполне могу положиться на своих мастеров и доверять им, - говорит Евгений. - Знаю: все порученное будет выполнено четко и в срок.
Ольга СОБЕРГ.
Фото Олега Перова.