Северодвинск остался позади. С Архангельского шоссе мелькают отворотки на автозаправочную станцию и городскую ТЭЦ, другие хозяйственные и складские объекты. Проехав еще немного по трассе, «Газель» неожиданно сворачивает влево и сбавляет ход на грунтовой дороге, местами подмытой дождями. Путь неблизкий, до полигона малотоксичных твердых промышленных отходов (МТПО) предприятия порядка пяти километров.
Сегодня там идут масштабные работы. Одновременно происходит консервация первой очереди и строительство второй очереди полигона. Работает подрядная организация, а также постоянно находится техника цеха 20. Курирует проект управление капитального строительства предприятия, принадлежит площадка ремонтно-строительному цеху 48.
Охрана поднимает шлагбаум, машине Севмаша - зеленая улица. Из окон микроавтобуса видны модульная бытовка, несколько единиц тяжелой техники, автомашина для передвижения. Как отказалось, это первая рабочая точка, она временная.
- Основная площадка в трех километрах отсюда, но поскольку там ведутся работы, отходы поступают пока сюда, - говорит сопровождающий нас начальник автоколонны цеха 20 Николай Рябов. - Всего на территории МТПО у нас постоянно два бульдозера, два экскаватора и компактор, уплотняющий промышленные отходы. Кроме того, в течение дня сюда приходят с грузом порядка десяти самосвалов.
Мы познакомились с машинистом бульдозера Ильей Кубань. Приехал в наш город из Костромской области, где окончил специализированное учебное заведение, получив специальность механика. На Севмаше десять лет, начинал водителем автомобиля, затем пересел на бульдозер. Технику знает в совершенстве. Илья человек ответственный, в любом деле на него можно положиться.
До конечного пункта добрались довольно быстро. Взору предстала громадная площадка, на которой полным ходом идет работа. Справа от дороги в бетонной опалубке возвышается усеченная пирамида, покрытая геотекстилем. На самом верху несколько компакторов подрядчика занимаются уплотнением; тяжелая техника кажется игрушечной. Это идет консервация первой очереди полигона МТПО. А рядом в виде огромной чаши строится вторая очередь. Процесс вышел на завершающую стадию.
Площадка оборудована всем необходимым: есть бытовые модули, технические помещения и даже гараж для обслуживания и ремонта техники, смонтированы системы пожарной безопасности. Объект охраняется круглосуточно. Работает техника подрядчика и цеха 20. Машинист бульдозера Илья Бельшев - профессионал в своем деле. Приехал в Северодвинск из райцентра Архангельской области. Работал на автобусе городского ПАТП, дальнобойщиком в Мурманске. А потом пришел в цех автомобильного транспорта Севмаша. У Бельшева водительские категории практически на всю технику. Когда получили новый бульдозер, передали его Илье, опытному специалисту.
- На тяжелой технике работать, конечно, интереснее. У нее большие возможности, а на обычных машинах мы и так покатаемся, - рассуждает бульдозерист. - На Севмаше стабильность, соцпакет. В принципе все устраивает.
Впечатления от поездки усиливают погодные явления. Небольшой дождь быстро закончился, и над объектом зависла радуга; но вскоре небо заволокли тяжелые тучи, выдавшие заряд небольших ледяных шариков, которые били по лицу, одежде, а, упав на землю, тут же таяли… Инициативу быстро перехватил сильный ветер, но людям и технике он нипочем. Им от работы жарко.
Путь обратно показался много короче. Ведь вперед мы ехали в неизвестность, а сейчас многое уже знали. Навстречу иногда попадались самосвалы.
- Наши идут, - уточнил Николай Рябов. - После обеда движение начнется интенсивнее. Сегодня пятница, централизованный вывоз мусора, по пожарной безопасности на выходные производство должно быть от него освобождено. Кроме того, воду для питьевых и хозяйственных нужд подвозим. За нами остается и содержание дороги на площадку, чистим ее от снега. Одним словом, это объект постоянного присутствия цеха 20, наша техника отсюда не уходит.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.
Фото Олега Перова.