Формирование и подготовка сдаточных команд на строящиеся корабли, разработка организационно-руководящей документации, аттестация членов сдаточной команды… Дело непростое, объемное, требующее и знаний, и опыта. Все эти работы выполняет бюро отдела испытаний и сдачи заказов, возглавляемое Александром Ананьиным. 6 марта Александр Степанович отметил 70-летие.
Свою работу Александр Ананьин знает не понаслышке, значительную часть подводных и надводных кораблей, построенных на нашем предприятии, он прошел в качестве механика, ведущего механика. А направление на Севмашпредприятие получил еще в школе. Точнее сначала на учебу во втуз, а затем на работу. Родители выбор сына поддержали - сами заводчане. Успешно сдал экзамены, поступил в институт, потом трудоустроился в стапельный цех 50 учеником слесаря-монтажника судового на 5-й участок. Учился и работал, после получения диплома исполнял обязанности мастера.
В 1979-м перешел на должность инженера-механика на участок № 3, где занимался корабельными системами предпускового обслуживания, был «ракетчиком». Работал на многих подводных лодках, начинал с проекта 667А, потом были 667Б, БД, БДР. В качестве инженера-механика прошел всю серию БДРМов, два «Гранита», головную «Акулу».
- Особенно запомнилась серия БДРМов, - рассказывает Александр Степанович. - На головной было много опытных работ, стрельб. На последнем в этой серии корабле в 1991 году выполняли стрельбу полным залпом (уникальная операция «Бегемот»), проверяли, сможет ли лодка удержаться на стартовой глубине при пуске всех ракет. Обеспечивали техническое обслуживание этих заказов. Потом была... утилизация лодок, которые сами же и строили. Конечно, было жалко, ведь они могли бы еще служить и служить.
Следующим этапом трудовой биографии Александра Ананьина стали морские платформы. Как отмечает в разговоре заместитель начальника ОИСЗ Алексей Макаров, специалистов по проектам нефтегазового комплекса на Севмаше тогда не было, приходилось переучиваться на ходу. На платформах MOSS, потом на МЛСП «Приразломная» пришлось заниматься незнакомым делом. Но должность обязывает, ведущий сдаточный механик Александр Ананьин осваивал новое для себя направление.
- После «Приразломной» были танкеры, яхта, корабль проекта 11442М, - перечисляет «места своей приписки» Александр Степанович. - Механик с большим опытом - это универсал, может строить что угодно.
Испытания кораблей, стрельбы, сопровождение на Север. В море Ананьин провел немало времени. Правда, сколько, так и не ответил, говорит, не подсчитывал. Но нагрудный знак «За дальний поход» у него имеется. «Не у каждого военного такой есть», - не без гордости замечает.
- Считаю, мне повезло в жизни, довелось работать с интересными людьми. Причем как с нашими, заводскими, так и с приезжими, - продолжает разговор Александр Степанович. - Многие фамилии на заводе до сих пор на слуху: уважаемые корабелы Борис Залманович Каз, Александр Матвеевич Ижмяков… С будущим начальником штаба ВМФ Александром Аркадьевичем Татариновым приходилось встречаться. С Сергеем Никитичем Ковалёвым ходил на испытания в море. Были интересные люди с «Рубина». Так что есть кого вспомнить добрым словом.
В 2016-м Александр Ананьин пришел в ОИСЗ начальником бюро, сменив на этой должности Алексея Макарова.
- Давно знаю Александра Степановича. С ним за долгие годы работы приходилось частенько пересекаться, - рассказывает Алексей Иванович. - Он упорный, настойчивый, если «вцепится» в проблему, не отпустит ее, пока не решит. Делает не только то, что надо, но и видит наперед, что потребуется, заранее готовится.
- Мне всегда нравилась моя работа. Считаю для себя самым счастливым временем, когда был инженером-механиком. Мог из-за пульта сутками не вылезать. Впрочем, работа и раньше, и сейчас интересная, - говорит Александр Степанович. - Даже молодые, кто приходит в профессию, редко ее меняют. Конечно, их надо учить, например, по «железу», по формированию сдаточных команд. А вот по компьютерной технике или, например, бережливому производству - тут уже они нас учат.
У Александра Ананьина вся жизнь связана с нашим предприятием. Его дети продолжают трудовую династию. Сын - строитель в ОСНК, дочь трудится в цехе 17. За годы работы есть и награды, например, «300 лет Российскому флоту», почетные грамоты, благодарности руководства цеха и предприятия, звания «Почетный ветеран предприятия», «Ветеран труда РФ», «Ветеран-подводник». Но главное, наверно, не только звания и награды, но и уважение коллег, добрые теплые отношения в коллективе. И это у Александра Степановича есть, и авторитет у него незыблем.
Ольга МАРКУС.
Фото Олега Перова.