Обширная производственная программа, которую выполняли корабелы завода № 402 (сегодня - Севмаш) в последние месяцы Великой Отечественной войны, не отвлекала директора Сергея Боголюбова от вещей более прозаичных, но не менее насущных. Требовалось и накормить корабелов и их семьи, и обеспечить их дровами, а производство и стройку - досками и бревнами. Денежные средства на заготовку леса имелись, но были и трудности.
В жестком темпе
Чтобы спилить деревья, доставить их в нужное место, нужны тракторы, которые, увы, периодически выходят из строя. А вот обеспечить ремонт техники ввиду большой загрузки завода непросто. Сергею Александровичу не раз приходилось подталкивать своих нерасторопных подчиненных.
В начале февраля 1945 года, например, заместитель Боголюбова по общим вопросам В.М. Орешкин получил жесткое директорское указание: до 1 мая обеспечить ремонт трех дизельных тракторов (импортного, видимо, полученного по ленд-лизу, и двух «Сталинцев» - такие выпускались в Челябинске с 1937-го по 1941-й год) и провести их испытания с участием представителя машинно-тракторных мастерских. К этому сроку приказывалось укомплектовать эти три трактора эксплуатационным и ремонтным персоналом из расчета работы машин 22 часа в сутки (в две смены) и обеспечить их горючими и смазочными материалами на весь заготовительный сезон. То есть задумайтесь: все лето, май и сентябрь техника будет работать практически без перерыва, круглосуточно. Темп жесткий! Чтобы его выдержали не только машины, но и люди, задействованные на лесозаготовках, они должны быть обеспечены спецодеждой и прозодеждой (резиновыми и кожаными сапогами, брезентовыми костюмами, фартуками, рукавицами и т.п.) - об этом тоже упоминается в документе.
Главному технологу завода совместно с главным энергетиком приказывалось в месячный срок, до 1 марта, спроектировать с учетом имеющихся на заводе моторов и генераторов передвижную электродизельную установку для подключения электропил, лебедок и других механизмов.
Ситуация, видимо, была непростой, поскольку Боголюбов обратил внимание исполнителей, что работы по заготовке древесины в 1945-м «будут значительно труднее, чем в предыдущие годы, потребуют от завода значительно больших усилий и отвлечения рабсилы на них, и поэтому подготовка должна вестись с особой тщательностью и ответственностью каждого за порученное дело».
Морем из Нёноксы
Дальние заводские лесосеки находились в районе старинного поморского села Нёноксы, и свежеспиленные стволы сплавляли до Молотовска морем. Об этом говорят такие пункты приказа: «произвести изготовление и сборку оградительных бонов для подачи древесины сплавом». Сплав обеспечивал заводской буксирный пароход, его планировалось оборудовать паровой лебедкой. Начальнику планово-производственного отдела Шебатовскому предлагалось разместить в цехах заказы и изготовить инструмент и такелаж для сплавных работ (оцинкованный трос, пеньковый канат и пр.), детали и запчасти к тракторам, двигателям и для сборки бонов.
Другой способ доставки спиленных стволов деревьев - железной дорогой. Заместителю директора по железнодорожному транспорту Бакалюку приказывалось отремонтировать для лесозаготовок один паровоз и 25 железнодорожных платформ. Не забыли и о запасных деталях на случай ремонта подвижного состава.
Впрочем, на заводе № 402 считали, что не всегда «чем дальше в лес - тем больше дров». Лес рубили не только у Нёноксы, но и поближе к Молотовску. Старались рубить и пилить «аварийные деревья» - поломанные и падающие. Помощнику директора по жилищно-коммунальному хозяйству Сидоренко предлагалось до 15 марта определить и закрепить за заводом участки для рубки «аварийной древесины». Другая его задача - отвести участок для «индивидуальной заготовки дров на бытовые нужды силами рабочих и служащих завода».
Премия - стройматериалы
Удивительно, но в то время, несмотря на войну, развивалось индивидуальное жилищное строительство. Очевидно люди чувствовали приближение победы над Германией, думали о мире, ждали его. Многие, как правило, лучшие рабочие, инженеры, служащие - «передовые стахановцы» получили право строить собственный дом, который тогда называли коттеджем. Некоторые такие одноэтажные деревянные здания на Парковой улице (в них в 1960-1970-е размещались детские садики) сохранились, и сегодня там располагаются заводские структуры. До середины 1940-х коттеджи выделялись, как правило, руководителям завода и строительства № 203 - большим начальникам. Теперь же стать хозяином престижного особняка мог передовик; то была своего рода премия от советского правительства за отличную работу - деньги на стройматериалы. Хотя чаще бывало так: деньги есть, а стройматериалов - нет.
Но лес лесом, а бес бесом. Спустя месяц после директорского приказа, с которого мы начали это повествование, в марте 1945-го, тринадцать «стахановцев» инструментального цеха 11 жаловались на заместителя директора по ЖКХ Сидоренко, отвечавшего в том числе и за обеспечение застройщиков лесом. Дескать, они, застройщики, в течение шести месяцев вместо ожидаемых бревен и досок из свежесрубленных деревьев получили из жилищно-коммунального отдела завода лишь сто бревен, и те плохие. Передовики производства, ударники социалистического труда просили больше внимания уделять этому вопросу и помочь в доставке пиломатериалов.
Заметим, для этих целей использовался лесоповал на берегу реки Солзы. Причем люди, участвовавшие в заготовке леса для заводских нужд, получали древесину в личное пользование. Как знать, может, ироничные руководители завода рассчитывали, что «стахановцы» и «ударники», как и менее передовые работники, сами смогут добыть себе стройматериалы. А те не поняли.
Публикация из газеты «Корабел». Автор - Олег Коротков. Фото из сети Интернет.