При своих внушительных размерах атомная подводная лодка имеет строгую форму, и отклонений обводов корпуса от заданных проектом параметров быть не должно. Точность геометрии подлодки - результат кропотливой, выверенной работы с многотонными крупногабаритными металлическими конструкциями. К этому процессу причастны специалисты нескольких основных кораблестроительных профессий, главным образом, проверщики судовые.
Мы побывали на стапельно-сдаточном производстве и пообщались с одним из ведущих проверщиков участка № 18 Романом Чуркиным.
- Обучиться нашей профессии можно только в условиях производства - на стапеле. Нужны и базовые технические знания, и опыт работы, предпочтительно сборщиком корпусов металлических судов, - рассказывает Роман Андреевич. - У меня сложилось так. После обучения в профучилище устраивался в цех сборщиком КМС. На участке имелась свободная вакансия проверщика, и мастер предложил поработать по этой специальности. Честно говоря, были сомнения, стоит ли браться за дело, которое мне незнакомо. Но все же согласился. И с тех пор ни разу не пожалел.
В профессии Роман Чуркин более пятнадцати лет. Участвовал в создании морских платформ MOSS и «Приразломная», различных кораблей и судов. Сейчас задействован, главным образом, в работах на строительстве «Красноярска», «Архангельска» и «Перми».
Говорит исполняющий обязанности начальника сборочного участка Павел Афанасов:
- Работа проверщика связана с изготовлением корпусных конструкций и в целом корабля по параметрам, заданным нормативными документами. Эти специалисты проверяют положение конструкций до, во время и после установки секций и фундаментов судовых устройств, приборов, механизмов и установок. Работа серьезная, ответственная. По ее результатам формируется «геометрия корабля».
Проверщики используют широкий арсенал различных инструментов и измерительного оборудования, от сложных теодолитов и нивелиров до керна и молотка. Но не только в умении владеть мерительными и техническими устройствами состоит профессионализм проверщика.
- Важно уметь взаимодействовать с людьми, работающими на стапеле, толково изложить им техническую информацию, - продолжает Роман Андреевич. - Регулярно решаем технические вопросы со сборщиками, сварщиками. Работа интересная, разнообразная, связанная с постоянным перемещением по заказу, с общением.
Контроль параметров, заданных в требованиях, проверщики выполняют постоянно. Выходят на смену рано утром, к началу работы сборщики должны получить необходимые данные о положении конструкций. При недопустимых отклонениях выполняется выравнивание металлоконструкций корабля на стапельном основании.
- Бригада проверщиков нашего участка состоит из тринадцати человек. Специалисты хоть и молодые - средний возраст порядка тридцати лет, но опытные и квалифицированные, - отмечает Павел Афанасов. - Перед коллективом поставлены серьезные задачи. В настоящий момент проверщики, сборщики участка трудятся одновременно на нескольких заказах. Нет сомнений, коллектив справится, бригады у нас замечательные, работники профессиональные.
Публикация из газеты «Корабел». Автор текста и фото - О. Перов.