К 110-летию директора завода №402 Евгения Павловича Егорова
Была в семье одной моей близкой знакомой передаваемая из уст в уста семейная легенда О том, как их дедушка, будучи на посту, не пустил через проходную самого Егорова, забывшего пропуск. Как Евгений Павлович страшно возмутился: «Ты что же? Своего директора не знаешь?!» А в ответ: «Знаю, отчего же не знаю! Но правила есть правила. Они для всех». А потом с особой гордостью рассказчики этой семейной легенды добавляли: «И с тех пор Евгений Павлович с дедушкой всегда при встрече за руку здоровался! Уважал за принципиальность».
Невольно думалось: «Надо же, какое внимание к каждому работнику!» И потом, уже работая на заводе, похожих историй я слышала немало. Да, это была принципиальная егоровская позиция. Он, как никто, знал: уникальные подводные лодки строят не машины, не краны и станки. Их строят люди. Для которых нет ничего дороже простого человеческого отношения. Тогда, пожалуй, они и горы могут свернуть. Потому и каждого вновь прибывшего Евгений Павлович встречал лично, находил время побеседовать, даже если это были совсем еще пацаны и пацанки. Да и после частенько отслеживал их судьбу, навещал в цехах, узнавал, как живется и работается. По выходным заходил в общежития, решал самые разные бытовые вопросы. Был ли он при этом еще и профессионалом? Не то слово! Люди, которые с ним работали, поражались его осведомленностью в самых узкоспециальных вопросах.
Владимир Леонтьевич Пономарев, который много лет руководил цехом № 1, вспоминал, что еще в бытность своей работы в цехе № 27 частенько встречался с Е.П. Егоровым. Директор заходил, спрашивал, как успехи.
- Как он знал свое дело! - восхищался Владимир Леонтьевич. - Приходит, узнает, что что-нибудь не так получается, и сходу: «Ну, тогда так сделай!» Я просто поражался! Директор все-таки!
Конечно, чтобы руководить таким большим заводом нужна особая система. У Евгения Павловича она была. Ежедневные директорские проверки, постоянные встречи в цехах - так он всегда держал руку на пульсе, в каких-то сложных вопросах не рубил с плеча, разбирался в причинах, а что особенно ценно, брал на себя ответственность. Как, например, при строительстве головного корабля серии ракетоносцев нового поколения проекта 667А с 16 баллистическими ракетами на борту. Тогда новым ультразвуковым методом был обнаружен брак во всех 16 вваренных комингсах для крепления ракетных шахт. Это была практически катастрофа и как минимум - полугодовое отставание от сроков. Требовалась новая технология для изготовления, которая исключила бы появление водородных трещин в металле. Егоров принимает решение не докладывать «наверх» о неудаче, а искать новые инженерные подходы. В итоге - замена ковки металла на листовой прокат. Сроки спуска на воду удалось выдержать.
Общеизвестный факт: за границей Севмаш многие годы называли фирмой Егорова. И не только потому, что 20 лет у руля такого предприятия - это огромный срок. Два поколения подводных лодок были построены под его началом, подготовлены цехи и мощности для строительства третьего поколения. Формирование советского атомного подводного флота начато с нуля - это ли не достижение!
Уникальная личность, талантливый инженер, крупный руководитель, явление в сфере кораблестроения и даже «дар Божий» - так говорили о Евгении Павловиче самые разные люди. И все: от рабочих до самых высоких заводских деятелей - называли его папой: папа сказал, папа решил… Даже шутка такая ходила на заводе: есть папа римский, а есть - северодвинский. Причем получил Егоров такое прозвище именно от простых работяг, к проблемам которых он так неформально был внимателен.
Виктор Антонович Петрушин, ветеран Севмаша, вспоминает: «Как-то захожу в кабинет по какому-то делу, он разговаривает с Дмитрием Устиновым (министр оборонной промышленности СССР, заместитель Председателя Совета Министров СССР) по телефону. Просит: пришли нам вагон яблок, вагон апельсинов. Тот обещает: пришлю! И Егоров, обрадованный, что «пробил» центральные органы, чтоб прислали три вагона фруктов - яблоки, апельсины - и еще чего-то на праздники, делится: «Вот, сейчас звонил Устинову, обещает! Будем праздновать!» И радуется, как ребенок!»
Это сейчас во фруктах дефицита нет. А в те годы организовать такую доставку в далекий Северодвинск - было проблематично. Казалось бы, при чем здесь подводные лодки? Какая разница, есть ли у горожан фрукты, скажем, к новогоднему столу? Есть разница! Во всяком случае, для Егорова была.
В семье он был внимателен, никогда не позволял себе «директорского» тона по отношению к близким. На любой праздник родным открытка написана им собственноручно -
и здесь Евгений Павлович не опустился до формальных «подмахиваний» написанных секретарями писем.
Невестка, жена сына Альбина, Роза Афанасьевна Егорова вспоминает: «Это была одна доброта! Начнешь с ним беседовать и думаешь: хоть бы этот разговор никогда не кончался! Дать совет, пошутить, вовремя как-то анекдот вставить - это все в нем было. Он очень интересный человек. Конечно, нам всем его не хватает…»
А еще как-то, когда Евгений Павлович уже работал преподавателем в Николаеве, Розе Афанасьевне срочно потребовался совет по важному семейному делу. У свекра не было телефона - нужно было вызывать на связь через телефонную станцию. Есть время - только в пять утра! Роза Афанасьевна расстроилась: все-таки пожилой человек, раннее утро, может и не прийти. Муж Альбин успокаивал: «Да придет он, придет», но Роза даже будильник заводить не стала. И что же? В пять утра будит телефонный звонок и бодрый голос - Евгений Павлович. Все вопросы решили, а заодно свекор расспросил обо всем: о работе, о семье, о городе и, конечно, о заводе. По-отечески неравнодушно… Что ж… Папы ведь бывшими не бывают. Если настоящий папа - то это навсегда.
ТОЛЬКО ФАКТЫ:
При Е.П. Егорове завод №402 (сейчас Севмаш) стал крупнейшим в СССР центром атомного подводного судостроения. За 20 лет его руководства построен 101 корабль, в том числе уникальные атомные подводные лодки: первая в мире дизельная с ракетным вооружением, первая отечественная атомная ПЛ, первая титановая.
Завод № 402 стал конвейером по строительству АПЛ. В 1970 году корабелы установили мировой рекорд - флоту переданы шесть атомных подводных ракетоносцев.
Е.П. Егоров начал строительство самых грандиозных сооружений в судостроении: цеха № 55 - самого большого крытого эллинга в мире, где строятся атомные подводные лодки; корпусно-сварочного цеха и других объектов.
Внедрена уникальная технология сборки 600-тонных секций АПЛ (поточно-позиционная система).
Севмаш построил город Северодвинск. Под руководством Е.П. Егорова возведены сотни жилых домов, Севмашвтуз, Дворец культуры (ныне Дом корабела).
Численность работников завода № 402 увеличилась вдвое, достигнув 30 тысяч человек. Корабелы трудились в три смены, зачастую сверхурочно.
Е.П. Егоров - Герой Социалистического Труда. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета».
Текст: Светлана Сватковская. Полностью журнал можно прочитать здесь:
http://www.sevmash.ru/download/zavod3.pdf