Прогресс не стоит на месте. Кто бы лет двадцать назад мог представить, что компьютерные программы проникнут во все сферы жизни общества? Сегодня путеводной звездой в развитии науки, техники, производства являются цифровые, информационные технологии.
IT-технологии победоносно, семимильными шагами шествуют по миру. Верный кульман давно уступил место компьютеру, внедряются 3D-моделирование, лазерное сканирование. Все это меняет традиционные, существующие десятилетия технологические процессы.
Участники III отраслевой научно-технической конференции «Информационные технологии в судостроении», прошедшей в пятницу под эгидой Объединенной судостроительной корпорации и Союза машиностроителей России, в очередной раз искали общие подходы для решения вставших на этом пути задач. Их в своем вступительном слове очертил вице-президент по техническому развитию АО «ОСК» Дмитрий Колодяжный. Дмитрий Юрьевич отметил, что тематика нынешней конференции «более практична, нежели предыдущей». И это логично, поскольку информационные технологии охватывают колоссальные ресурсы: компьютеры, программное обеспечение, корпоративные сети… В ОСК утверждена IT-стратегия, она предполагает развитие цифровых технологий и направлена на повышение эффективности производства, управление знаниями, на создание единого информационного пространства ОСК. Севмаш участвует в пилотном проекте по отработке перспективных коммуникационных схем внутриотраслевого взаимодействия. Этот проект, который называется «Конструкторское бюро - завод», зарекомендовал себя с лучшей стороны.
В числе перспективных названы системы «бережливого производства» и управления проектами.
Ключевым вопросом остается создание структуры электронной информационной модели корабля, электронного обмена данными в процессе всего жизненного цикла судна (от проектирования до утилизации) между всеми участниками процесса. Для перехода к электронной модели, включающей в том числе и проектирование корпуса корабля, размещение трубопроводов, электрических систем, электроники, вооружения и других комплексов, необходимо решить ряд задач. Пока же во взаимоотношениях верфи и центральных проектных организаций передовые информационные технологии внедрены недостаточно, порой на судостроительных предприятиях приходится заниматься оцифровкой бумажных чертежей. Чтобы процесс шел быстрее, нужно изучать организационно-технические вопросы, анализировать правовую и нормативную базы.
Все эти нововведения требуют подготовки квалифицированных кадров, поэтому в масштабном обмене мнениями в Доме техники участвовали не только производственники с Севмаша, «Звездочки», «Арктики», 33-го судоремонтного завода, дальневосточного завода «Звезда», не только конструкторы и технологи из «Малахита», «Рубина», «Алмаза», «Онеги», но и преподаватели из питерского морского технического университета, Севмашвтуза, других высших учебных заведений. Представители этих верфей, КБ и вузов также выступили с докладами и ответили на заданные вопросы.
Леонид ДАНИЛОВ.
Фото Олега Перова.