Тенсинг Норгей, звезда Тигра
Назад Тенсинг и Анг Дава были наняты носильщиками, но я никогда не думал о них таким образом... Мы все были носильщиками, мы все были восходителями.
Эрл Денман
С этой экспедицией начинается восхождение звезды Норгея Тенсинга. Свою репутацию надёжного, сильного и выносливого высотного носильщика он заработал ещё в довоенных британских экспедициях. В 1938 году он поднялся с грузом на высоту 8300 метров, за что и был удостоен медали "Тигра". И уже тогда отмечалось, что Тенcинг - единственный из шерпов, для которого восхождение было не просто заработком, он огорчался тому, что экспедиция отступает, и больше не надо идти выше. Эверест настолько сильно манил его, что Тенcинг даже участвовал в авантюрной попытке Эрла Денмана, где почти ничего не заработал, и к тому же сильно рисковал нажить серьёзные неприятности, в случае, если бы их задержали китайские пограничники.
1935 год. Первый шаг в легенду: через несколько минут Эрик Шиптон (крайний справа, сидит, наклонив голову) запишет Тенсинга (третий слева) в его первую экспедицию.
Но Тенсинг был не просто Тигром, не просто "человеком с тремя лёгкими", не просто сильным и опытным шерпой, одержимым Эверестом.
Уже до войны он несколько раз участвовал в восхождениях с английскими военными. В этом нет ничего удивительного, поскольку среди военнослужащих индийского регимента было немало поклонников благородного джентльменского спорта. И нет ничего удивительного в том, что потом многие военные привлекали Тигра на совсем другую работу - в качестве ординарца, или в качестве инструктора и даже в качестве начальника офицерской столовой. Тенцинг обладал очень неплохими организационными и дипломатическими способностями, знал несколько местных языков и наречий и был предельно аккуратен с доверенными ему деньгами. Во время тибетской экспедиции профессор Туччи вообще оставил себе только чисто научную деятельность свалив всё остальное на Тенцинга. В 1947 году Тигр впервые официально получает должность сирдара - начальника над носильщиками, перейдя таким образом в совершенно иную категорию.
Послевоенное время было для Тигра трудным, как впрочем и для всех его соплеменников. Беспорядки, вызванные получением независимости Индией и отделением Пакистана, тоже не добавляли стабильности. Экспедиций проводилось мало, основные клиенты - английские и американские военные и чиновники - уезжали, прокормить семью было тяжело. Но самое главное - никто не собирался идти на Эверест. В начале пятидесятых положение начало понемногу выправляться, но тут Тенсинга настиг ряд личных неудач - несколько экспедиций, в которых он принимал участие, проходили тяжело и заканчивались гибелью людей. В 1951 году Шиптон звал Тигра, но тот уже был связан другим обещанием - он участвовал во французской экспедиции на Нанда Деви - самой высокой покорённой горы с 1936-го по 1950-й год. Два участника, которые намеревались совершить траверс двух вершин - Дюпла и Винь - пропали на гребне, вероятнее всего сорвались. Пытаясь оказать им помощь или хотя бы понять, что с ними произошло, Тенцинг совершил восхождение на Нанда-Деви Восточную - первую, как ни странно, свою высокую гору. До сих пор он, хотя и поднимался выше восьми тысяч метров на Эвересте, не имел на своём счету высоких вершин. Впоследствии, он называл это восхождение самым трудным и самым опасным в жизни. Тигр переживал гибель людей и неудачу экспедиции, но больше всего его огорчало, что Эверест остаётся где-то в стороне от него.
Андре Рох в экспедиции 1947 г.
Со швейцарцами Тенсинг познакомился в 1947 году, в экспедиции Андре Роха. Небольшая группа альпинистов не ставила себе высоких целей - несколько пяти- и шеститысячников. Нельзя сказать, что всё протекало легко и просто: на крутом ледовом склоне сорвался и получил тяжёлые травмы сирдар Вангди Нурбу (к тому же, он потом ещё и попытался покончить с собой). Но, несмотря на это, атмосфера в группе была на редкость дружественной и оптимистичной. Тенсинг оказался очарованным новыми товарищами, швейцарцы покорили его отсутствием чопорности, так свойственной англичанам. Как писал Тигр впоследствии: "Швейцарцы и французы относились ко мне как к товарищу, равному, что невозможно для англичанина."
Когда швейцарцы задумали свою экспедицию на Эверест, у них не было ни малейших сомнений, кто будет сирдаром - разумеется, Тенцинг. Помимо того, что Андре Рох был в составе экспедиции, а ещё один участник экспедиции 1947 года - Рене Диттерт - был назначен начальником штурмовой группы, Тенсинг уже был хорошо известен европейским альпинистам.
Дальше Оглавление