Потому что он существует-2. Альпинизм и геополитика.

Jun 25, 2008 04:46

Альпинизм и геополитика.

Назад

Пусть все разговоры разговариваются в Лондоне, а здесь, на месте, пусть предоставят нам возможность сражаться"
Фрэнсис Янгхазбенд, из письма к отцу.

Англичане нацелились на Эверест со второй половины 19-го века. Собственно, они его и открыли в результате так называемой Большой Тригонометрической съёмки, начатой в двадцатых годах 19 века и закончившейся к пятидесятым. Инициатором этой съемки был начальник Ост-индской картографической службы Джордж Эверест. Открытие высочайшей точки планеты произошло в кабинете, где обрабатывались результаты. Как гласит легенда, служащий ворвался в кабинет начальника с возгласом: "Сэр! кажется мы открыли самую высокую гору!" (Позднее примечание: легенда красивая, но в реальности всё было немного не так.) Джордж Эверест к тому моменту уже оставил свой пост, но вершина была названа его именем.
Практически с того самого момента начались разговоры о том, что высочайшую вершину надо покорить. Вопроса "Зачем?" не возникало, поскольку такое мероприятие было в имперских традициях. Джентельмен, которому подвластны, горы, моря, джунгли и пампасы - этот образ слегка кинематографичен и затёрт, но, тем не мене, базируется на реальном состоянии дел. Великобритания, привыкшая быть первой во всех географических исследованиях, проиграла гонку за Северный и Южный полюса. Столь престижный географический приз как Северо-западный проход тоже достался не им. Значит, Эверест должен быть покорён, и должен быть покорён англичанином. Точка.

сэр Фрэнсис Янгхазбенд

В Центральной Азии политики и исследователи вершили то, что потом назовут Большой Игрой - Великобритания и Россия устанавливали границы. По крутым горным тропам и тесным ущельям пробирались пундиты - разведчики, обученные в специальной школе Дехра Дун. Переодевшись паломниками или торговцами, они совершали невероятные путешествия, результаты которых потом становились козырем в политическом противостоянии двух империй. Восхождение на Эверест могло добавить немалую лепту в копилку престижа Великобритании.
К тому же, к концу 19-го века Альпы становились тесноваты альпинистам: все основные вершины были покорены, альпинисты стали всё пристальнее смотреть на более высокие горы. Уже братья Шлагинтвейты взошли на пик Камет (6700 м), а Томас Лонгстафф - на первый семитысячник, пик Трисул. Уже Маммери сделал первую попытку восхождения на восьмитысячник и пропал бесследно на склонах Нанга-Парбата. Мартин Конвей уже нанес на карту К2, и герцог Аббруцци изучал его отчёт, мечтая о восхождении на каракорумский гигант. На этом фоне Эверест, как объект восхождения, выглядел весьма логично.

В 90-х годах капитан Чарлз Брюс, служащий в Индии, участник экспедиции Конвея в Каракорум, хорошо знающий горы и легко находивший общий язык с местным населением, активно пропагандировал идею проведения разведывательной экспедиции к Эвересту. Вместе с Фрэнсисом Янгхазбендом - географом, военным, политиком, одной из ключевых фигур Большой Игры - они строили далеко идущие планы. Но воплотить свои планы в жизнь им не удалось. Проблема заключалась в том, что Эверест находился на неподконтрольных Англии территориях. Границы Непала тогда были прочно закрыты для иностранцев, да и Тибет пускал их к себе неохотно. Разумеется, когда в 1903 г. вице-король Индии лорд Керзон (более известный у нас в стране своим ультиматумом) дал поручение Фрэнсису Янгхазбенду пересечь тибетскую границу в сопровождении военного конвоя и провести переговоры с правительством Тибета, он думал в первую очередь про торговые и военные интересы империи. Но это стало первым реальным шагом англичан к Эвересту.


Янгхазбенд (второй справа) в экспедиции, 1891 г.

Выполнить поручение мирным путём не получалось - Тибет не очень хотел устанавливать отношения с кем бы то ни было вообще и с Великобританией в частности. Когда попытки Янгхазбенда ни к чему не привели, отряд под командованием генерала Макдональда пересёк тибетскую границу, и в вооружённой стычке убил около 600 тибетцев. После этого Янгхазбенд сделал вторую попытку провести переговоры, но она также провалилась. Тогда он во главе военного отряда пошёл на Лхасу - столицу Тибета - и вынудил Далай-ламу заключить с Великобританией торговый договор. За эту операцию Янгхазбенд был пожалован в рыцарское звание.
В 1905 году дело, казалось бы сдвинулось: лорд Керзон выделил 3000 фунтов на проведение экспедиции. Он же предложил председателю Британского Альпийкого клуба Дугласу Фрешфилду объединить усилия Клуба и Королевского Географического общества с целью достижения Эвереста. Но на проект наложил вето Джон Морли - глава Кабинета правительства по делам Индии. По его мнению, нестабильные отношения Индии с соседями - Непалом и Тибетом - не позволяли идти на такой риск, как экспедиция к Эвересту.

Джон Ноэл
Тем временем некоторые любознательные путешественники не стали ждать результатов долгих переговоров и начали проникать в Тибет нелегально, как правило, переодевшись паломниками. Большинство из них отлавливали недалеко от границы, но одному из них - Джону Ноэлу - удалось проникнуть достаточно далеко. Его вернули, когда он был в 40 милях от Эвереста. Джон Ноэл увидел Эверест, и тогда для него этого было достаточно, идея восхождения на Эверест получила своего преданного поклонника. Доклад Ноэла, который он сделал в 1913 году в Королевском Географическом Обществе, имел большой резонанс. Дуглас Фрешфилд, который к тому моменту стал президентом Общества, употребил весь свой авторитет для реализации столь дорогой ему идеи. Началась организация экспедиции. Руководителем назначили полковника Роулинга. Назначение было сделано не случайно. В 1902 году Сесил Роулинг, тогда ещё капитан, со своим другом лейтенантом Харгривсом незаконно проник в Тибет и даже успел провести там ряд исследований. В 1903 он повторяет попытку, и опять без разрешения властей. Но уже в Тибете он присоединяется к британским войскам в качестве офицера-топографа. Его экспедиции длятся три года, во время одного из маршрутов он подбирается к Эвересту примерно на сто километров, его труд "Великое плато" стал классическим. На тот момент, пожалуй, лучшей кандидатуры не было. Но тут началась Первая Мировая Война, и про экспедицию пришлось забыть. Роулингу так и не довелось увидеть Эверест вблизи - в октябре 17 года в звании бригадного генерала он погиб под огнём немецкой артиллерии.

Читать дальше.

Оглавление

Эверест 20-е, горы, Мэллори, Эверест

Previous post Next post
Up