Проблема воспитания
Все воспитание человека целиком основано на том, чтобы всякий его поступок был более правильным поступком.
Однако мы можем оказаться в ситуации, которая так и не заканчивается никаким сознательным выбором, и длительное время быть как бы в подвешенном состоянии.
Это есть как раз то болезненное состояние полного безволия, которое является результатом разобщения интеллекта и воли.
Св. Фома - решительный противник этического сократизма, то есть точки зрения, провозглашающей, что для того, чтобы правильно поступать, нужно правильно мыслить. Не достаточно хорошо мыслить, но нужно также и повторять некоторые поступки, чтобы научиться поступать правильно. Все воспитание основывается на повторении поступков, а если лишь повторять тем, кого мы воспитываем, как нужно себя вести - то это может кончиться и кончается чаще всего плачевным образом.
Воспитывать нужно так, чтобы тот, кого мы воспитываем (или я сам, как воспитывающий себя самого), повторял определенные поступки возможно более полным образом, не прекращая мыслить. Поэтому, если я хочу, чтобы мои поступки совершались в соответствии с определенными ценностями, и чтобы моя жизнь была бы вполне человеческой, людской жизнью, а не только последовательностью неоконченных действий, нужно, чтобы обе мои способности (интеллект и воля) были в полном порядке.
Из чего сделаны Добродетели и Пороки. Движет ли что-то Пожирателями Смерти?
В этом и заключается смысл способностей или добродетелей. Интеллект и воля, две духовные способности, способности познания и способности стремления, должны быть направлены в положительном направлении.
Но они могут приобретать в нас и отрицательные направления. Именно эти направляющие нас начала (интеллект и воля), диспозиции, которые появляются в нас с повторением правильных поступков, и являются или добродетелями, или пороками.
Следует ясно отличать рефлекс от поступка и навык от способности.
Животное может придти к навыку, ведь именно на воспитании в животном навыков и основывается их дрессировка, но только человек может иметь способность.
Здесь для человека открывается вся огромная область добродетелей и пороков, которой нет у животного. Рефлексы, которыми обладает и человек, и животное, могут быть морально безразличны, но не бывает морально безразличных поступков. Каждый наш поступок, если он поступок, направляет нас или положительно, или отрицательно.
Поэтому мы воспитываем сами себя от рождения и до смерти, хотим мы того или нет. Всякий наш поступок является беспрестанным нашим усовершенствованием. Конечно, если мы живем вне сферы поступков, в некотором рефлекторном полусне, тогда в нас может быть этическая нейтральность, к которой относятся слова "ты не холоден, не горяч", но такое состояние - это морально плохое состояние.
Точно так же, как мальчик становится мужчиной, предрасположенность становится способностью, добродетелью, постоянно укрепляясь и развиваясь. Первоначальная предрасположенность какой-либо способности через некоторое время становится самой способностью.
Добродетели (способности) не определяются тем, что чем больше труда нам стоит некоторая добродетель, тем она выше. Наоборот, чем легче нам что-либо удается, тем большей добродетелью мы обладаем в этой области. Согласно мнению стоиков и мнению Канта, к сущности добродетели принадлежит труд. У св. Фомы, цель вырабатывания определенной способности или добродетели выражена очень ясно: речь идет не о выполнении некоторого труда, но о том, чтобы некоторые поступки совершались нами гораздо легче. Искусство, в широком понимании этого слова, также является добродетелью. Сапожник, которому трудно делать ботинки, не является хорошим сапожником. То же самое касается и всех остальных человеческих действий.
Свойство переоформления предрасположенности в добродетель имеют только те поступки, которые совершаются в соответствии с огоньком интеллекта.
Мы здесь постоянно рассматриваем теорию моральности, то есть этику, в естественном, природном порядке. Здесь мы еще далеки от порядка любви. И поэтому те поступки, которые в области природы совершаются в соответствии с огоньком интеллекта, являются добром, а те, которые совершаются не в соответствии с ним, - злом.
Рутина - зло. Привычка без интеллектуального огня - зло.
Морально безразличным поступок может быть только тогда, когда он совершается независимо от огонька интеллекта, но он тогда вообще не является поступком, а лишь рефлексом.
Исходя из написанного можно делать вывод, что подлинным Пожирателем Смерти является человек, не имеющий никаких развитых способностей (добродетелей), которому все дается с трудом через высиживание, найм и блат (так что проще присвоить, чем произвести), который не поступает в соответствии с совестью, так как у него поражена воля. Либо человек, тяготеющий к рутине и бессмысленной штамповке, без проблеска интеллектуального огня. Он не увеличивает, а сокращает количество жизни. Подлинные Пожиратели (и производители) Смерти никогда не носят элегантных масок, а давно мимикрировали под приличных людей.
Будьте бдительны.
Продвинутый курс Интеллекта.
Интеллект имеет две ипостаси: теоретический интеллект (вглядывание, созерцание) и практический интеллект (суждение, касающееся поведения и творчества).
В теоретической области мы имеем три основные добродетели или интеллектуальные способности.
знание первооснов (эрудиция?) - "intellectus principiorum",
знание - "scientia",
мудрость - "sapientia".
Мудрость, третья и наивысшая из теоретических интеллектуальных добродетелей, является наукой рассуждения и упорядочивания всей действительности в свете ее последних оснований. Философия принадлежит мудрости, а история философии - знанию, как и любая другая область математического, биологического или исторического знания.
Существуют также и интеллектуальные добродетели, относящиеся к сфере практического разума.
- synderesis и способность к созиданию
- совесть
- благоразумие
Созиданию соответствует добродетель искусства. Это означает, что каждый, кто что-то созидает, является поистине добродетельным человеком, если он хорошо делает свое дело.
В том случае, когда речь идет о поведении, обычно перечисляют три добродетели практического интеллекта. У основания этих добродетелей находится "synderesis» - способность к знанию естественного закона человеческого поведения.
Второй интеллектуальной добродетелью в практической области является совесть. Она является способностью применения общих основ поведения к конкретной ситуации. Голос совести, выражающий субъективную норму поведения, является решающим голосом с точки зрения морали.
Однако самой важной добродетелью, интеллектуально-практической, сопрягающейся с мудростью, является добродетель благоразумия. Она возглавляющей всякий наш поступок на каждом из его этапов: в интенции, рассудительности и свободном выборе.
Классика жанра ДАЛЬШЕ