28 января посетила, ставший уже привычным, кинотеатр Люксор в “Круизе" чтобы на неделю раньше посмотреть новое творение киноиндустрии, х/ф “Лекарь. Ученик Авиценны” немецкого режиссера Филиппа Штёльцля.
Сюжет построен на основе малоизвестного у нас романа “The Physician” Ноя Гордона, к слову говоря потомка выходцев из царской России. Не слишком знакомый нам, автор нашумел своим произведением в европейском мире и даже получил несколько престижных премий. Экранизированный бестселлер - лишь первая книга трилогии о вымышленной врачебной династии Коулов, что дает возможность высказать предположение что за этим фильмом, в зависимости от его успеха, последуют и дальнейшие экранизации.
Европейские трилогии захватывают киномир, сразу почему-то вспомнилась "Девушка с татуировкой дракона” Стига Ларссона, где к слову сказать снялся один из актеров фильма “Лекарь. Ученик Авиценны” Стеллан Скарсгард, хотя это уже совсем другая история. Сложно сказать, ждет ли современное творение малоизвестного немецкого режиссера римейковая судьба, поживем - увидим.
Сюжет картины строится, как было уже сказало, вокруг истории некоего англичанина и христианина Роберта Коула, мать которого в раннем возрасте умирает от неизлечимого заболевания. Жизнь сталкивает сироту с местным переезжим врачевателем, вправляющим простому народу руки и дерущему клещами зубы в антисанитарных условиях, в которых, собственно говоря, и проходит все начало повествования. Мальчик рос проявляя интерес с врачебному делу, с мечтой, порожденной детской травмой: научиться лечить серьезные болезни, а в особенности ту, от которой умерла его мать. Когда же он в первый раз в жизни увидел настоящее проявление врачебного искусства в поселении английских иудеев, уже ничего не могло удержать Роберта от путешествия туда, где в то время процветали науки и серьезное врачевательство, - на Восток в город Исхафан, на обучение к великому ученому и целителю Ибн Сине или по нашему Авиценне. Однако, есть в этом приключении один нюанс, - христиан в тех краях не жалуют, поэтому юному дарованию на помощь приходит маскировка.
Идя на фильм я ничего особенного от него не ждала, почти незнакомый режиссер, мутная аннотация на афише, привычно искаверканное русским прокатом название. А фильм оказался очень даже хорош. Однако, воспринимать его с исторической точностью не советую, художественных преувеличений и прикрас в нем больше чем достаточно.
Во-первых, хотелось бы отметить красивую визуальную сторону картины, костюмы произвели на мой не слишком избалованный ум очень приятное впечатление. Кадры Востока блистают разными красками и заставляют вглядываться в каждую деталь интерьеров, одежд и сбруй; кадры же серой и грязной Европы местами заметно стилистически подбиты под современные вкусы. Не скажу, что это выглядело плохо, молодой Роберт Коул с небрежными кудряшками и бедняцком тряпье с высокой горловиной как я люблю выглядит прямо-таки стильно.
Забавными выглядят кадры из фильма при аналогии с современными реалиями и известными врачебными сериалами: Авиценна раздает ученикам задания, инспектирует больных, расследует болезни ни дать ни взять доктор Хаус, с той только разницей что он явно не мизантроп, МРТ назначить пока не может, а вместо антигистаминных у него пиявки. Среди его студентов есть и трудяги и середнячки и даже богатый оболтус, которого на лекции привозят на носилках и не вполне трезвого. Этакий Глеб Романенко исхафанского разлива, который, в слову говоря, оказывается оличным парнем.
В фильме есть двоякое представление разнорелигиозной братии, проживающей на одной территории. С одной стороны в фильме содержится сильная линия того, что всегда есть возможность всем вместе общаться, дружить, заниматься одним делом и как следствие совершать поступки поистине героические, не оглядываясь на религиозные расхождения в коллективе. С другой стороны, очень правдиво показанны и те, которые обязательно найдут как на этой же межрелигиозной почве испортить все идиллию и начать резню. Если подытожить все вышесказанное и увиденное мною на экране, могу сказать что на мой субъективный взгляд основная мораль фильма не в том, чтобы указать зрителю какую-то определенную религию, а лишний раз напомнить с какими усилием и какими жертвами осторожные здравые идеи пробивают себе путь через алчность, жестокость и мракобесие эпохи к будущему прогрессу.
Редко в каком жанре кино интересно смотреть на “безусловно хороших” или “безусловно плохих" персонажей. Все-таки я люблю когда в герое есть за что зацепиться, так он становится более живым, более приближенным к зрителю. Мне понравилось что в “Лекаре” значительное количество первостепенных персонажей раскрылись по мере повествования, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.
- Когда ты будешь вспоминать обо мне, кем ты меня запомнишь? Тираном или другом?, - спрашивает в финале шах Ала ад-Даула у Робета Коула
- И тем и другим, - отвечает тот.
И таких персонажей очень много, если даже не все, - почти никто не законсервировал свой образ до конца. Каждый в этой истории раскрыл чуть больше в себе, чем сам хотел показать остальным: и наш главный герой Роберт, и его нелицеприятный наставник-зубодер, и его друзья и враги, и надменный эмир Исхафана и даже сам благороднейший Ибн Сина, который помимо примеров непревзойденного ума и несокрушимого благородства показал в итоге свою неуверенность, общечеловеческий страх переступить через предрассудки, разочарование из-за несбывшихся надежд.
Это еще одна причина, по которой этот фильм было так интересно смотреть, - не только с визуальной стороны, которая несомненно очень хороша, но и со стороны серьезной драматургии происходящего, раскрывающей разные стороны жизни людей, поставленных в те или иные обстоятельства.
В заключение хотелось сказать, что с детьми на фильм идти я бы не советовала, - сцены в фильме в не раз покажутся нелицеприятными, так что надо быть в этому готовыми. Вот скоро ожидается диснеевский фильм про создание Мери Поппинс, - туда пожалуйста. А про грязную Европу, чуму, вскрытие трупов и прочие прелести жизни я бы посоветовала сходить без маленьких детей.
Не хочется никого оттолкнуть этим предостережением, ведь фильм на самом деле очень интересный, просто не для детской аудитории. Я даже подумываю сходить повторно, показать друзьям интересное кино и закрепить, так сказать, произведенный эффект.