глава из книги
Дыбов С.В. Нормандия-Неман. он же "Непромокаемый", он же "обманувший смерть"
родился 3 января 1920 г. в рабочей семье.
Традиционно для французских пролетариев, пошел работать с 14 лет на заводе Рено. С 15 лет занимался в аэроклубе. В 1938 г. получает свидетельство пилота гражданской авиации.
В 1939 г. призван в армию и в марте 1940 г. получает свидетельство военного пилота и переводится на курсы летчиков-истребителей. На момент капитуляции Франции - сержант-пилот.
Вместе с другими курсантами через Испанию и Марокко в июне 1940 г. прибывает в Лондон.
В 1941 г. в составе французской авиагруппы №1 "Эльзас" под командованик Жана Тюляна принимает участие в боевых действиях в Ливии и Египте в составе британских ВВС. Принимает участие в битве при Эль-Аламейне. Производится в аспиранты и переводится во французскую авиагруппу №2
"Иль-де-Франс", участвующую в налетах на Францию.
В начале 1944 г. переводится в авиагруппу №3 "Нормандия". В июне 1944 г. сбивает свой первый самолет противника. В июле получает свое прозвище Попов (русский персонаж французского фольклера типа Иванушки-дурачка) после того как был сбит и двое суток провисел на дереве, ожидая русской атаки.
Шарль Монье вошет в скрижали полка Нормандия-Неман и французской авиации тем, что пять раз (!) выходил живым из безнадежной ситуации.
1. в 1941 г. в центре подготовки пилотов РАФ во время учебного полета он не расчитал высоту и вышел на высоковольтную линии, уклоняясь от которой пролетел на полной скорости под проводами и врезался в ангар, где стоял старый биплан.
2. Во время боевых действий на Ближнем Востоке у него отказал мотор и самолет упал в Тибериадское озеро, но он сумел выплыть.
3. После перевода в "Иль-де-Франс" во время тренировочного полета от нехватки кислорода он потерял сознание и его самолет стал падать в пике. Перед землей он пришел в себя и сумел выправить самолет в нескольких метрах от земли.
4. В июле 1944 г. он был сбит в бою, сумел выпрыгнуть уже недалеко от земли, где его Як взорвался, а сам он повис на парашюте на сосне, на которой провисел двое суток, пока его не сняли советские пехотинцы.
5. Самый "крутой" инцидент с ним произошел в Туле в марте 1944 г. незадолго после прибытия в полк. 30 марта 1944 г. в располождении Нормандии был парад с участием командующего 1-й воздушной армией генерала Громова,
генерала Захарова, французского министра авиации
Пьера Кота, заместителя военного представителя Франции
Альбера Мирле, писателя
Ильи Эренбурга, который завершился демонстрацией воздушной акробатики и торжественым пролетом всего полка. Последним садился Шарль Монье, который сообщил по радио, что у него отказал двигатель. Прыгать он геройски отказался, что бы спасти самолет, предположив, что сможет дотянуть. Но не дотянул нескольких метров и врезался в лесок, которым был окружен аэродром. Его самолет развалился на куски на глазах у всех участников торжетсва, которые были уверены, что летчик не выжил, но он отделался только легкой царапиной (любопытно, что несколько иначе этот момент описывают советские свидетели - у Монье в процессе посадки остановился двигатель, потому что он забыл переключить на другой бензобак, времени прыгать уже не было и он попытался сесть на полосу, но врезался в единственное дерево, стоящее у взлетной полосы.)
В декабре он был переведен из Нормандии-Неман во Францию в штаб ВВС, имея на счету 1 сбитый лично, 1 сбитый в группе, 1 неподтвержденный самолет и Орден Отечественной Войны 1-й степени.
После войны служил как летчик испытатель. Произведен в лейтенанты и награжден Орденом Почетного Легиона.
В 1947 г. демобилизовывается и переходит летчиком испытателем в гражданскую авиацию.
В 1949 г. переходит в компанию "Марсель Дассо" в группу полковника Константина Розанова, испытывавшую первые французские реактивные самолеты на аэродроме в Истре (Прованс). Участвовал в испытаниях самолетов Ураган, Мистер 2, Мистер 4а. Один из первых французов, преодолевших сверхзвуковой рубеж.
13 марта 1953 г. по просьбе французского правительства и родствеников, из Москвы во Францию был возвращен прах 5 французских пилотов, погибших во время войны в СССР. Шарль Монье должен был участвовать в торжественной церемонии в Ле-Бурже и сопровождать прах капитана Литольфа в Марсель. Полковник Розанов согласился изменить график полетов, предусмотренных в марте при условии, что Шарль Монье проведет более широкую программу во время полета 3 марта.
вечером 3 марта 1953 г. во время испытательного полета "непотопляемый" Шарль Монье не смог вывести из пике свой самолет и в этот раз без всяких но...
Военно-воздушная база французских ВВС в Истре носит имя "Лейтенант Шарль Монье", на месте гибели самолета была установлена мемориальная плита, а у входа на базу установлен памятник:
"Шарль Монье "Попов"
сержант-пилот ФАФЛ в 1940-1943,
младший лейтенант Нормандии-Неман в 1944-45,
летчик испытатель в 1947-1953,
погиб во время испытательного полета на базе ВВС Истра 3 марта 1953 г."
Один из выпусков французской школы пилотажа для иностранных пилотов носит его имя.
© С.В.Дыбов, 2009 г.