Сегодня обратимся к интересной исторической теме, ждущей своего пытливого исследователя, каковым, увы, не являюсь. Поэтому взял на себя смелость подготовить и выложить небольшой обзорчик по гужевому транспорту в Норильске и городских лошадках прошлого.
По словам сотрудника городского музея Владимира Ларина, Таймыр - самая северная часть континентальной суши планеты, своеобразный мощнейший клин, вбитый в арктические льды. Во времена наступления голоцена, когда холодный континентальный климат менялся на более влажный и более теплый, именно здесь дольше сохранялись условия предыдущих эпох. На полуостров откатывались последние представители мамонтового фаунистического комплекса. На Таймыре, особенно на северной оконечности, были их последние маленькие популяции, которые уже уничтожал человек. Причем речь идет не только о мамонтах, но и о других представителях животного мира, существовавших бок о бок с ними. Это волк, дикий северный олень и многие другие, в том числе лошади.
Огромное количество видов доисторических лошадей было представлено в холодных тундростепях. Их было не меньше, чем зебр в Африке. Их следы существуют в палеонтологических находках.
01. Представленный на первом этаже Музея истории освоения и развития НПР череп принадлежит доисторической лошади, которая жила во времена мамонтов и является предком современного якутского коня. Место находки этого черепа - бухта Марии Прончищевой.
Когда в 20-м году Николай Урванцев со своей экспедицией пришёл на Таймыр, встретивший исследователей пастух-нганасанин очень удивился, увидев лошадей. Люди с Большой Земли объяснили, что это те же олени, но безрогие, ростом больше, кормятся травой. Сказали, что одна лошадь может поднять груза столько же, что и 4-5 оленей.
В 1931-ом году, гужевой транспорт мог сделать не более пяти поездок из Дудинки в Норильск, в 1932-м ситуация значительно улучшилась и количество поездок увеличилось до 18-22 в месяц. За каждым из четырёх станков, а это Дудинка, Боганидка, Амбарная и Норильск, прикрепили по 24 лошади. Это сокращало время в пути каждого обоза и сохраняло лошадей в лучшем состоянии.
Газета “Заполярная правда” от 24 августа 1975 года писала “Когда Николай Урванцев впервые приехал в эти края, с ним были лошади. Их было немного, работали они тогда на юго-восточном склоне Шмидтихи, где как раз и начинался первый норильский уголь. В те годы важнейшей проблемой промышленного освоения Норильского месторождения являлась транспортная… В ноябре 1935 года для быстрейшей доставки грузов первой необходимости из Дудинки и с Валька в Норильск была построена первая гужевая дорога. И по трассе длиной свыше 50 километров потянулись обозы с продовольствием для первых строителей комбината… В январе 1938 года лошади вывозили на Валек сверхнужные грузы с вмерзших в Пясинское озеро судов. Добирались по енисейской дороге до Красноярска и шли обратно в Дудинку, нагруженные до тяжелого скрипа полозьев. Возили воду в поселок Норильск”.
В 1936-м провели перепись лошадей. Неизвестно, всех ли посчитали, но в конном парке Норильскстроя значилось 139 лошадей с указанием масти и клички каждой. Клички отличались большим разнообразием и мало напоминали лошадиные: Винт, Штраф, Верочка, Ледокол, Самовар, Махорка, Американец. И уж совсем романтично звучат клички Комсомолец и Комсомолка. ТС открытием гужевой дороги на попутке можно было добраться из Норильска в Дудинку за 70 рублей. Такса за провоз багажа составляла 70 копеек за килограмм.
Организационно в составе Управления подсобных предприятий Норильского комбината существовал Цех гужевого транспорта.
Крупные конюшни строили и на "Медвежке", и в Управлении угольных предприятий, на Вальке, в Дудинке была немалая конюшня.
Судя по материалам архива «Норильскпроекта», можно предположить, что конюшни строились в два этапа, с недолгим, в 4-5 лет, разрывом в конце 1940-х начале 1950-х.
Несмотря на то, что для нужд Норильского комбината осуществлялся прямой закуп современной импортной техники, поставлялось оборудование и в рамках ленд-лиза, роль гужевого транспрта и в первые послевоенные годы оставалась заметной.
02. Например, первые шахтные электровозы появились в Норильске ещё в 1942 г. (кстати, полностью собранные по собственным чертежам на Механическом заводе!), однако конная откатка на угольных шахтах применялась до 1950-го года! Подходящего норильского фото не нашёл, но уверен, фото с Кузбасса 1930-ых гг. вполне создаёт нужное представление.
Мне рассказывали, что в развалинах угольных шахт и сейчас изредка находят подковы.
03. Отсутствие центрального водопровода отчасти компенсировалось водовозами на санях.
04. Использовался гужевой транспорт и в качестве пассажирского.
Со временем, гужевой транспорт больше перемещался в социально-бытовую сферу. Небольшие конюшни оставались при ЖЭКах.
05. Лошади продолжали использоваться, например, для доставки товаров в магазины.
06. Улица Пушкина. 1956 г.
Хотя, по некоторым данным, ещё в 1960-ых лошади возили взрывчатку на "Медвежке".
В 1970-х годах счёт лошадей пойдёт уже не на сотни, как прежде, а на десятки. Начиная с 1975-го, упоминаний о лошадях в архиве становится всё меньше. И вот уже новое поколение норильчан знакомится с этими удивительными животными только на материке.
Впрочем, для баловства больше в перестроечные годы норильского сервиса держали конюшню (голов до сорока) в совхозе «Норильский», у Елены Колянинской. Судьба тех лошадок печально-криминальная: был поджог, много животных погибло, а остатних свезли в Дудинку.
Теперь несколько фотографий второй половины 1980ых годов.
07. Май 1987 г. На Ленинском проспекте.
08. Там же в тоже время.
09. Стадион "Заполярник".
10. Там же.
11. Снова вторая половина 1980ых годов. Сначала думал, что Молодёжка, но сейчас не уверен...
Использованные материалы:
Статья "Стучали копыта и здесь" (Фото: Николай ЩИПКО Текст: Николай ЩИПКО), Заполярный вестник, 26 декабря 2013 года.
Статья "Гужевые строители" (Елена УШКОВА), Заполярная правда, № 142 от 10.09.2004 г.
Статья "Волчок, Волынка, Абрек и другие" (Виктор МАСКИН), Заполярная правда, № 110 от 02.08.2010 г.
Фото из архива издательства "Апекс" и сайта
http://foto.gazetazp.ru/