Сегодня размещаю небольшой обзорный материал по объектам электроэнергетики Норильска до начала строительства ТЭЦ.
Выработка электрической энергии в Норильске, скорее всего, началась в 1932 году. Тогда в Норильск из Дудинки по бездорожью (железной дороги еще не существовало) был доставлен локомобиль мощностью, по разным данным, от 35 до 50 л.с.
Один из послевоенных словарей дает следующее определение: "Локомобиль (франц. locomobile, от лат. locus - место и mobilis - подвижной), паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла, поршневой паровой машины и вспомогательных устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного типа, мощность паровой машины 8,5-55 квт (12-75 л. с.). Л. работают насыщенным или перегретым паром с давлением 1-1,2 Мн/м2 (10-12 кгс/см2) а выхлопом в атмосферу; применяются преимущественно в сельском хозяйстве. Стационарные Л. предназначены для небольших промышленных предприятий и обычно служат для привода генераторов электрического тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрической топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара около 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2); мощность машин 90-580 квт (125-800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологических целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2 (3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки, костра, щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства Л. - надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы, простота монтажа на месте. Недостатки - невысокая экономичность и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 1960-х гг.; они заменяются более эффективными электрическими двигателями и двигателями внутреннего сгорания".
В Российской империи и СССР использовались локомобили как отечественного, так и зарубежного производства.
01. Передвижной локомобиль Коломенского завода. Дымовая труба сложена. Несмотря на колесное шасси, самостоятельно локомобиль передвигаться не мог, поэтому его перемещали с помощью упряжки лошадей, позже - механической тягой. Часто такие локомобили путают с тракторами, тягачами и автомобилями, приводимым в движение паровыми двигателями. Скорее всего, первый локомобиль в Норильске был именно передвижным и именно от него в феврале 1932 года зажглась первая электрическая лампочка. Мощность первой локомобильной электростанции, по разным данным, составляла от 14 кВт в 1932 году до 20-25 кВт в 1935-36 году.
02. Летом 1941 года на озеро Лама был доставлен передвижной локомобиль для обеспечения паром "витаминки" - установки для производства противоцынготного настоя (кваса). Возможно, остатки локомобиля дожили до наших дней, однако нашлось лишь одно фото неважного качества. Вполне вероятно, что этого локомобиль мог использоваться как привод электрогенератора на одной из первых электростанций.
03. Стационарный локомобиль производства Мальцевского завода. Более мощный, чем подвижные модели. Скорее всего, подобные локомобили тоже применялись в норильской энергетике.
Конечно, единственный локомобиль не мог обеспечить растущие потребности в электроэнергии строительства и производства, поэтому в июле 1936 года запустили Временную электростанцию № 1 (ВЭС-1). Она имела уже пять локомобилей, от которых работали три генератора и два электромотора, и выдавала мощность в 250 кВт. Все это помещалось в деревянном здании с толевой крышей. Тип локомобилей на ВЭС-1 (подвижный или стационарный) мне определить не удалось.
04. Фотографии ВЭС-1 не нашлось, но местонахождение её можно достаточно точно определить на схеме, примерно, 1943 года - район Нефтебазы на берегу озера Квадратное.
У здания ВЭС-1 оказалась довольно интересная "биография". Примерно с 1943 г. в здании располагалась установка "НК" (Норильский Кобальт) - гидрометаллургическая часть гидроокиси кобальта, предназначенная для исследовательских целей. Однако приказом по Норильскому комбинату НКВД СССР за № 592 от 22 августа 1944 года «О передаче отделу общего снабжения опытной установки «НК» для организации бродильного цеха» за подписью начальника Норильского комбината НКВД СССР А. Панюкова, предписывалось организовать в системе ООС бродильный цех, а управлению заводами к 28 августа передать отделу общего снабжения по акту помещение и часть необходимого оборудования бывшей опытной установки «НК» для организации производства пива, витаминизированных и других напитков. В августе 1945 года начались работы по реконструкции. Согласно акту приемки и сдачи в эксплуатацию № 40/46 от 15 октября 1946 года за подписью начальника комбината А. Б. Логинова, работы по реконструкции были выполнены и приняты, т.е. с 1946 г. в здании ВЭС-1 разместился первый норильский пивзавод! Далее известно, что в 1957 году на пивзаводе случился пожар, а с 1966 года пивзавод стал размещаться в реконструированном здании 1939 года на ул. Лауреатов.
04. На схеме 1946 года вместо ВЭС-1 уже указан Пивзавод.
Уже через год - в 1937 началась подготовка к строительству второй электростанции ВЭС-2 мощностью 6000 кВт.
05. Приказ о строительстве ВЭС-2.
06. Стройка была объявлена ударной, предполагалось разместить под одной крышей весь комплекс оборудования ВЭС-2: зал распределительных устройств, машинный зал с двумя турбогенераторами - основным и запасным, котельную, служебные помещения. В феврале 1939 г. в “Норильскстрое” объявлен пусковой период электростанции ВЭС-2, которую ввели в пробную эксплуатацию в мае 1939 года - был принят в эксплуатацию первый агрегат мощностью 3000 кВт временной электростанции.
Впоследствии, мощность ВЭС-2 существенно превысила проектную - в запредельном режиме станция выдавала 7300 кВт.
После пуска новой котельной в 1941 году мощность стала 9 МВт.
Нашлось несколько фото ВЭС-2.
07. Фрагмент фото 1941 года.
08. Фото 1942 после реконструкции.
09. Фото 1940ых гг. Наилучшее из найденных по качеству.
10. Фрагмент фото 1950ых гг. Примерно до 1960 года ВЭС-2 обеспечивала электроэнергией некоторые объекты в старом городе.
11. Фрагмент карты 1961 г.
12. Фото 1962 года. Можно рассмотреть, что здание уже находится в заброшенном виде.
13. Фрагмент карты 1975 г. Постройки бывшей ВЭС-2 еще обозначены, возможно, в них размещались гаражи.
14. Фрагмент фото 1982. Постройки ВЭС-2 еще различимы. По личным воспоминаниям, на начало 1990 еще были хорошо заметны фундамент и остатки стен.
Заметка подготовлена по материалам газет Заполярная правда и Заполярный вестник, все фото из сети Интернет и соцсетей.