История Норильска

Sep 22, 2012 01:33

Продолжаю выкладывать статьи из ССЭ.

НОРИЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
-проектировалась еще в 1920-22 от Усть-Енисейского порта и от пристани Дудинка (см. Дудинка Большая) до м-ния каменного угля в Норильских горах, находящихся в 75 км к В. от Дудинки. Целью сооружения линии являлся подвоз угля для снабжения (на обратный рейс) судов Карской экспедиции (см.) морских и речных, что избавляло бы участвующие в экспедиции суда от существующей сейчас необходимости выходить в плавание с двойным запасом угля. Для второго пятилетия, при огромном развитии транспортных операций «Комсеверопути», потребность в угле для обратного рейса возрастет до 1,5 млн. т и, т. о., Н. ж. д. становится существенно необходимой, особенно в том случае, если вблизи нового порта на Енисее-Игарку (см.)-не будут найдены подходящие угли. Ввиду незаконченности вопроса о наиб. рациональной связи Норильских копей с Енисеем (Усть-Енисейский порт, Дудинка или порт Игарка) длина Н. ж. д. принимается пока в 175 км. Эта линия позволит в то же время использовать значит. и ценные рыбные богатства р. Пясины и оз. Пясино.

П.С.
Как ясно из статьи, в конце 1920ых гг. маршрут ж/д Норильск-Дудинка ещё не был так очевиден...

П.П.С.
На прилагаемой общеизвестной упрощенной схеме НЖД, старая узкоколейная дорога отмечена пунктирной линией, резко отклоняющейся от станции Амбарная на северо-запад.Такое отклонение от современного, более короткого маршрута, вызвано тем, что для ускорения постройки узкоколейку прокладывали в обход бесчисленных озер и болот "посуху", избегая сложных и трудоёмких земляных и строительных работ. Поэтому понятно, почему при расчётном расстоянии по прямой от Дудинки до будущего Норильска в 75 км, протяженность узкоколейной ж/д составила 114 км.

история, НЖД, Норильск, энциклопедия, ССЭ, НПР

Previous post Next post
Up