Всем привет!
Сегодня, в очередной раз, предлагаю обратиться к автоистории Норильска.
Как известно, в 1940-середине 1950-ых годов Норильск испытывал немалые трудности с общественным транспортом - немногочисленные автобусы серийного производства совместно с изготовленными в Норильске кустарными экземплярами и "воронками" с трудом осиливали растущий пассажиропоток. Предыдущие заметки по данной теме легко отыскиваются в моём блоЖЖике по тегу "
автобус".
01. Пожалуй, самым известным довоенным автобусом СССР был ЗиС-16. На фото 1944 года, любезно предоставленном Светланой Гуниной, норильский экземпляр, работавший на маршруте Нулевой пикет - Горстрой, т.е. по улицам Горная, Заводская и до самого конца Октябрьской.
02. Улица Заводская, вторая половина 1940-ых годов. Достаточно известное фото, но меня заинтересовал странный автомобиль с большой звездой на решётке радиатора.
История этого авто довольно примечательна. По данным сайта
http://truckercanada.com/topic/4183-mack-truck-nr/, нашей страной по ленд-лизу был получен 921 экземпляр американского тяжёлого грузовика семейства «Mack NR». В основном эти машины уже не были новыми, а были проданы нам в связи с ликвидацией на рубеже 1944-1945 годов американских автосборочных предприятий и трасс с пунктами обслуживания, располагавшимися на территории Ирана. Этим, в общем-то, и объяснялось практически полное отсутствие боевых потерь «маков» (все же это были тыловые тяжеловозы) и полная сохранность их к началу мирной жизни. Массивные и тяжелые «NR» с собственным весом, почти равным грузоподъемности (9750-9800 кг), могли буксировать прицеп весом до 10-15 тонн. Машины, имевшие 8260 мм в длину, 2490 мм в ширину и 2400 мм в высоту (3190 - с тентом кузова), обладали значительной базой (от 4395 до 5150 мм) и солидной колеей (2019 мм). Их дорожный просвет составлял 330 мм, а наименьший радиус поворота - 10,5-11 м. «Маки» развивали до 65 км/ч по асфальтовому шоссе с полной нагрузкой, расходуя при этом около 40 кг горючего на 100 км. Максимальный запас хода (по топливу) составлял 1400 км (зимой -1000).
03. Наиболее известная у нас модификация «NR14» с 24-дюймовыми двухскатными колесами задней тележки. В Красную Армию поступило 757 экземпляров, в тыл - еще несколько сотен. Фото из сети Интернет.
Естественно, меня заинтересовал именно "норильский след" этих грузовиков. В выборе правильного пути сильно помогли детские воспоминания норильчан 1940-ых годов.
1. Борис Георгиевич Антонов, 1935 г.р. "В Норильске мы прожили с октября 1942 г. по май 1952 г.". «Все начальство лагерей и строительства ездило на лошадях (кошевки запряженные), потом появился автобус «мак» - американская огромная машина с деревянными сиденьями (вмещалось более 100 человек) и бегали черные воронки (покрытые брезентом, сзади у них были приваренные железные ступеньки)»
Кузнецова Татьяна Борисовна, 1936 г.р. "Мы с сестрой (Таня и Наташа) жили вместе с ним в Норильске в сороковые-начале пятидесятых годов". «К школе подкатывал автобус, огромный, голубой американский МАК и нас по веревочке выводили на посадку.»
Смирнова Лидия, 1928 г.р. В Норильске с 1943 г. «Сначала это было несколько старых разбитых автобусов, потом появились МАКи и «воронки». МАК - это мощный американский грузовик, на который ставили огромный крытый кузов, куда помещалось, я думаю, до 200 человек».
Из собраного материала начала складываться достаточно чёткая картина. В 1940-ых первой половине 1950-ых годов на норильских маршрутах остро не хватало современных автобусов серийного производства. Кроме "воронков" (грузовики с крытым брезентом кузовом и приваренной металлической лестницей у заднего борта для пассажиров), ситуацию пытались исправить с помощью изготовления в местных производственных условиях полностью закрытых автобусных кузовов, устанавливавшихся на шасси грузовых автомобилей «Studebаker» US 6 (или близких аналогов). Вероятно, "автобусный кризис" зашёл настолько далеко, что для изготовления очередного автобуса выбрали достаточно немногочисленный в масштабах СССР импортный грузовик «Mack NR14». Надо понимать то, что в те годы советский автопром грузовики подобного типа почти не выпускал (наш ЯАЗ-210 пошёл в серию только в 1951 г.), а общая численность имортных аналогов была явна не соразмерна потребностям восстанавливаемой послевоенной экономики. Выбор шасси был обусловлен тем, что ради установки кузова максимальной вместимости решили пожертвовать динамическими характеристиками и комфортом пассажиров будущего эрзац-автобуса.
04. Но только очередная фотография, любезно предоставленная мне Светланой Гуниной, смогла окончателно убедить меня в правильности собственных выводов. На этом уникальном фото конца 1940-ых годов мы можем рассмотреть тот самый уникальный автобус "Макк" из воспоминаний норильчан. Огромный автобус, почти не имевший аналогов в СССР.
05. Линейка трёхосных автобусов в СССР была представлена исключительно единичными экземплярами, так и не пошедшими в промышленную серию (были редкие исключения). Вероятно, одним из первых был ЯА-2 (1932 г.).
06. Позже (1935) был ЗиС-Люкс на удлинённом шасси грузовика ЗиС-6.
07. ГаЗ-05-193. Штабной автобус на шасси ГАЗ ААА. Выпускался в 1936-43 годах. На фото автобус военных лет выпуска с упрощёнными формами. С сайта
http://ru.autowp.ru/gaz/aa/10373/1299/
08. АТУЛ-АЛ2 - автобус, который с 1936 по 1947 год выпускался ремонтным заводом авторемонтного управления Ленсовета (АТУЛ). Полноценно трёхосным назвать его и нельзя по причине того, что, возможно, при его изготовлении использовали двухосное шасси ЗиС-5 с дополнительной "поддерживающей" третьей осью.
09. Были в СССР и зарубежные аналоги в единичном количестве. ЖЖфренд
doroshenko_us выложил уникальное фото автобуса Mercedes-Benz O 10000 в послевоенном Хабаровске. Очевидно, автобус попал в СССР в качестве трофея или вывезен по репарациям.
10. В качестве экзотики можно вспомнить отечественный тролейбус ЯТБ-3.
11. А вот на этой иллюстрации изображен (наверное ошибочно) не заявленный ЯТБ-3, а его приобретенный для ознакомления и опытной эксплуатации, британский прототип, у которого была одна пассажирская дверь вместо двух на ЯТБ-3. Или нет?