Мой город в интернете представляет замечательный сайт "ОЗ-он. Включи город", где мне "принадлежит" раздел "Ареал Эвтерпы". Создан он недавно и пока я единственный его наполнитель.
Я сам играл в коллективе и у нас было очень много произведений композиторов Могучей кучки. Особенно Мусоргского. Сами себя они называли "наследниками Глинки". В общем. в своё время сидел и изучал биографии чисто из-за интереса к этим людям. Естественно, биографию их Учителя тоже.
Собственно, очень часто я встречаю развесистую клюкву, мол, Глинку заставили назвать первую национальную оперу именно "Жизнь за царя". Причём сам Николай 1. В общем, я сегодня накатал статеечку, где попытался опровергнуть сиё утверждение. Если кому интересно:
http://oz-on.ru/sonet/group/24/forum/1902/ под катом дублирую
Есть два имени в нашей истории, которые внесли большой вклад в создании русского варианта Эвтерпы. Со стороны поэзии в генезисе Прекрасного это сделал Пушкин. Музыкальный ареал этой богини в русском сегменте создал Михаил Иванович Глинка.
И вот про одно произведение нашей русской гордости хотелось бы рассказать поподробнее.
Пришедшие в 1917 году большевики настолько много развесили клюквы про РИ, что до сих пор её многие люди собирают:
• «тюрьма народов». Хотя правда такова, что РИ развивала письменности малых народов, выделялись деньги (аналог - соверменные гранты) на изучение и поддержку их быта... Кстати, интересно, что в 1552 году Иван 4 взял Казань, а «заключённые» татары всего лишь через почти 70 лет чуть ли не все поголовно татары, держащие оружие, участвовали в ополчении Минина и Пожарского! Сравните с развалом СССР - почти никто не вышел защищать последний!
• Техническая отсталость. Правда такова, что в СССР, ни в современной РФ фактически новых ж/д трасс не было построено до сих пор. Максимум - имелось расширение уже построенных. Да, могут возразхить про БАМ, но БАМ - разработка 19 века! Даже под современный «Сапсан» не сподвиглись отдельно рельсы проложить... 21 век )))))
• Плохой уровень жизни. То то я смотрю предки Фонвизина, Барклая де Толи, Пушкина (по материнской линии), генерала Торнова (кстати, знаете такого? ))) ) и ещё туевой хучи народа ехали в Россию за лучшей долей и их обрусение является неоспоримым фактом этого
• Голод. Были неурожайные года, не спорю, но до людоедства никогда, даже в Смутное время, дело не доходило. В СССР факты людоедства отмечались трижды: так называемый «голодомор» на Украине, голод в Поволжье и блокадный Ленинград
Много чего ещё можно привести...
Но наши интересы - поэзия и музыка. И меня огорчает факт, что даже здесь большевики грязными ручищами «почистили» историю культуры, особенно в области создания некоторых монументальных произведений. НМВ, одним из главных произведений, пострадавших в культурном плане, является «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки.
Вот советский агитпром,
ныне перекочевавший в Википедию. И даже на уважаемом мной сайте
Бельканто.ру изложена аналогичная версия, мол, Глинка - такой патриот и народолюб, назвал в честь крестьянина свою первую национальную оперу! А Николай Палкин (то бишь Первый) указал, как надо оперу переназвать...
Ну что ж, давайте взглянем правде в глазе.
1. Опера была изначально "заказной" (точнее, условно заказной. Сейчас поймёте).
А дело было так (кратко): Михаил Глинка учился вместе со Львом Сергеевичем Пушкиным, откуда становится понятно, почему Глинка знал Самого Пушкина ))). И уже через последнего он и познакомился с Жуковским. Если чё - советская историография что Пушкина, что Жуковского, что Глинки тоже так считают )))
Глинку к написанию именно этой оперы склонил непосредственно Жуковский. Немножко напомню про Жуковского: поэт-монархист, был то ли тайным, то ли статским советником... не суть. К Николаю 1 ходил без доклада, если кто не в курсе, ибо был главным воспитателем будущего императора Александра 2, сына Николая 1, в тот момент ещё несовершеннолетнего
В своих мемуарах Глинка описывает, как он весь ещё молодой, красивый и малоизвестный поговорил со столпом отечественной поэзии, человеком с именем и огромаднейшими связями: сами представьте - к царю без доклада, чтоб одного Сашку, который сын, выпорол, а от второго, который Светоч, записку почитал! Даже советские историки не дадут соврать, что он в роли почтальона между Николаем 1 и Пушкиным был.
Нет под рукой источника - «Записок» Глинки, но можете поверить, можете проверить, но ещё никому не известный 30-летний Глинка поговорил с мэтром искусств того времени и сказал, что очень интересуется музыкой и вообще желает создать настоящую первую русскую оперу. Жуковский оживился и сказал, что у него для Михаила есть очень интересная тема для этого. И если он горит желанием, то готов даже сам написать либретто.
Так что Глинке принадлежит идея «всего лишь» написания первой русской оперы. А вот за идею сюжета мы должны благодарить Василия Андреевича Жуковского.
Вот они и договорились, что этот уже пожилой, весьма известный и успешный Жуковский должен написать либретто к опере молодого автора. Что, кстати, развесистая совесткая пропаганда и не отрицает - см. на той же Википедии по приведённой ссылке выше. Только учтите, что в реальности Жуковский ни разу к тексту либретто как автор не поучаствовал. Он только дал вектор развития темы
Ну и теперь подумайте головой - КТО такой Жуковский в середине 30-х годов 19 века, и кто такой Глинка? И как могло быть (цитата с Вики): "Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России", при том, что один из вариантов по советской пропаганде и нынешней Википедии либретто писал Жуковский! Ну смешно же, ей-Богу, смешно!!! Это равносильно тому, что какая-нить очередная звездулька фабрики звёзд при съёмках начала бы «огорчаться» тем, что Пугачиха неправильно поёт и не те советы даёт.
2. В то время Жуковский очень сильно радел за национальную идею "по-Уварову". Напомню, ижея выражается лозунгом: "Православие. Самодержавие. Народность". Надо отдать должное - Николай 1 эту идею форсировал. Собственно, почему Александр 2 и получился таким славянофилом - как раз во многом благодаря папе и Жуковскому.
Да и сам рассказ про Сусанина в те времена был очень популярен. И потом уже в конце 30-х 20 века признали и частично опубликовали труды историка Соловьёва (опять же, подтасовав под свою социдею), что была такая историческая личность. Ну, это когда монархов Ивана 4 с Петром 1 (а заодно Александра Невского) реабилитировали...
3. Жуковский был занят. Ну как занят - он цесаревича воспитывал, показывал страну будущему царю Освободителю как раз во время написании оперы. По совету Жуковского императором Николаем 1 либреттистом был выбран Розен. Оцените уровень отношений! Ещё не приступили к написанию оперы, которая должна будет выразить "Народность", а уже сам глава государства выбирает, советуется кто и что будет делать. При всей красоте оперы - это её заказная сторона. Причём продюссеры очень сильно угадали со сценаристами
4. В те года постоянно исполнялась опера «Иван Сусанин». Причём она там третий десяток лет в постоянных постановках замечалась. Написана иностранцем. Это сейчас названия многих поделок Голливуда дублируют друг друга и надо кроме названия фильма ещё режиссёра, а желательно ещё и год, назвать. Тогда автор нового произведения не рискнул бы назвать таким же именем, что уже было у очень известной постановки. Тем более, автор малоизвестный, каковым Глинка и являлся до «Жизни за царя»
5. Сам Глинка пишет «Иван Сусанин» рабочим названием оперы. Почитайте «Записки» М.И. Глинки - не явственно, но понятно, что такое название не будет фигурировать в финале. Даже литератором быть не надо.
6. В тех же «Записках» сам Глинка, когда опера была фактически готова, называет предложенный свой вариант как «Смерть за царя». И нигде нет даже намёка на то, что он кому то предлагал вариант «Иван Сусанин». И вот тут, да, его «поправляют»: за царя «жизнь» надо, а не "смерть". С чем Глинка и соглашается.
Да и с точки зрения современных пиар-технологий: отдающий что то куда гораздо выглядит привлекательней и симпатичней, чем принимающий! Так то!
7. Политическое кредо Глинки (как и Пушкина, если чё) - либеральный монархизм. К началу двадцатого века это оформилось в «правый либерализм», видными представителями которого являются так и не сумевшие договориться между собой Родзянко, Гучков, Милюков... То, что сейчас понимается под видом либерализма (Гайдар, Немцов...) самый что ни наесть «капиталистический анархизм», если можно так сказать.
Я приведу один (основной источник) - это "Записки" самого Михаила Ивановича:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2338177/ И музыкальные эксперты уже в 1988 году не боялись говорить, что сам Глинка «Иваном Сусаниным» это произведение не называл.
Ну и для эрудированности немного других известных рабочих названий:
Windows Vista была тоже известна под рабочим названием «Longhorn».
У Достоевского «Преступление и наказание» шло под рабочим названием «Пьяненькие».
«Мерлин» - рабочее название «OS/2 Warp».
В квантовой физике есть рабочее название предполагаемых частиц - «преоны».
Фильм «Стиляги» снимался с названием «Буги на костях».
Киану Ривз снимался в фильме «Ночной дозор», который вышел в прокат с названием «Короли улиц»
Так что имейте ввиду, что глинковское название оперы: «Смерть за царя», а правильное - «Жизнь за царя»
Пы.Сы.: Кстати, лишним подтверждением, что главная линия - уваровская "Народность", а не персонаж Иван Сусанин является факт, что арий то у самого Сусанина нет ))) Хотя он ГГ. Так то ;)