В середине 70-х в Будапеште образовалась группа
Panta Rhei. Играли прог-рок и джаз, пели на родном венгерском. Костяк команды составили братья Шандор (гитарист) и Андраш (бас-гитарист) Салай (Sándor Szalay, András Szalay) и клавишник Кальман Матольчи (Kalman Matolcsy). Внезапно в 83-м году музыкантам предлагают поработать в Студии электронной музыки при будапештском радио и написать музыку к документальному фильму Лазеры (Lézerek). Результатом такого эксперимента стал
этот винил, в 83 году его издали Start Musik - подразделение Венгерской государственной звукозаписывающей студии Hungaroton. Музыканты сократили название Panta Rhei до аббревиатуры P.R. и добавили слово Компьютер, чтобы обозначить техногенность музыки.
К сожалению до сих пор этот альбом не издан на CD и существует только в виде винилового диска, изданного в Венгрии количеством 80000 экземпляров. У меня бутлег на CDr'е, но есть и винил, который я бережно храню.
Когда я впервые услышал эту музыку летом 87-го года в зале для прослушивания новокузнецкой библиотеки им. Гоголя, то помню, что был просто потрясён необычностью, мелодизмом, а главное совершенно модерновыми звуками, созданными на компьютерах Синклер ZX 81 (Sinclair), ZX Spectrum и IBM. Хотя гораздо раньше я уже слышал музыку Эдуарда Артемьева и Станислава Крейчи, но то была аналоговая электронная музыка, а эти венгры программировали свои звуки на компьютерах, почти без помощи синтезаторов. Это была всецело компьютерная музыка, созданная с помощью машинного языка программирования. И этот факт меня просто потряс до глубины души. В 87-м я ещё не слышал музыки созданной с помощью компьютеров, не слышал работ Андрея Родионова и Бориса Тихомирова, Новой Коллекции.
Очень жаль, что в конце 80-х с удешевлением стоимости персональных компьютеров и шквальным вхождением их в наш обиход, музыка которую можно было программировать на них и иметь при этом собственное узнаваемое звучание, ныне стала массовым и безликим процессом. Каждый мнит себя "великим" творцом, а новоявленные лейблы выпускают тонны музыкального мусора. Музыка в начале 21 века стала безликим продуктом потребления и почти обесценилась. Очень грустно!...
Я всё же склоняюсь к мысли, что золотое время underground-сцены и шедевров независимой музыки осталось в середине 70-х и 80-х годах. И как меломан стараюсь охватить именно этот промежуток времени. Большинство музыки выпущенной в конце 90-х и и по сей день процентов на 80 - мусор! Хотя конечно попадаются иногда отдельные жемчужины, но особой погоды они не делают, а многие герои прошлого либо в тени, либо творят на потребу тренду.
Итак, встречайте волшебников из Будапешта -
P.R. Computer (LP) [Start Musik, 1983]! (mp3 / vbr / 50mB)