Пост для тех, кто устал от средневековых городов, черепичных крыш и готических церквей. Сегодня я покажу вам крутой музей, в котором собрана большая коллекция машин и мотоциклов, производящихся концерном BMW более сотни лет.
Для начала немного о самом музее. Он построен по задумке австрийского архитектора Карла Шванцера в 1973 году. Тут нужно сказать, что российская Википедия привирает, называя датой открытия 1972 год. Существованию музея добавляют год, приурочивая его открытие к XX летним Олимпийским играм в Мюнхене.
На фото выделяется 22-этажное здание штаб-квартиры BMW, спроектированное тем же архитектором. Оно достигает 101 метра в высоту и внешне представляет собой модель четырехцилиндрового двигателя, отсылая к машиностроительной деятельности компании.
У здания несколько названий: BMW-Vierzylinder, BMW-Turm или BMW-Hochhaus, что можно перевести как - четыре цилиндра БМВ, БМВ башня и небоскреб БМВ. Внешнюю отделку футуристической высотки завершили в 1972-м, как раз к Олимпийским играм, но открытие офисов состоялось только 18 мая 1973 года.
У входа в штаб-квартиру расположено круглое металлическое здание, напоминающее глубокую чашку. Это и есть музей BMW. В народе его прозвали - Salatschüssel (салатница) или Weißwurstkessel (чугунок для белых колбасок). Баварцы, что с них взять:) На самом деле проект здания задуман в виде головки цилиндра, что хорошо заметно сверху.
А ближе всего на фото видна часть здания сюрреалистичного в архитектурном плане BMW Welt (БМВ мир). Оно было построено к концу 2007 года как выставочный зал, где можно ознакомиться со всеми техническими новинками компании BMW, а также как салон продаж автомобилей и мотоциклов этой марки.
Вид с Олимпийской башни. На огромной крыше BMW Welt расположена система солнечных батарей мощностью 800 кВт. Именно с него мы и начнем погружение в историю BMW.
Архитектурная концепция BMW Welt олицетворяет мощь и динамику современного мира. Конструкция из стали и стекла, поддерживающая колоссальную крышу в 16 000 м², напоминающую летящее облако, создает при этом иллюзию легкости и невесомости. Достигается это при помощи стеклянных фасадов, высокого потолка и пространственной глубины здания.
К слову, вход в BMW Welt бесплатный, за счет чего количество посетителей в два раза превышает поток туристов в том же замке
Нойшванштайн">Нойшванштайн.
Внедорожник Rolls-Royce Cullinan, цена которого в России начинается от 25 миллионов рублей. Концерн BMW поставлял для Rolls-Royce Motors и Bentley двигатели и другие комплектующие, а затем и вовсе выкупил эту британскую автомобильную марку в 1998 году.
Ярко-бирюзовый MINI, который с 1994 года также принадлежит BMW. Я просто обожаю эти миниатюрные милые машинки.
А этот красавец собрал вокруг себя целую толпу зрителей. Прототип электрического кроссовера BMW iNEXT в медном оттенке, который меняет цвет на темно-розовый в зависимости от освещения. Оснащен двумя режимами управления: ручное - Boost и автономное - Ease.
Старт продаж этой модели планируется в 2021 году.
Спортивный BMW i8 - двухдверное купе, выпускающееся с 2013 года. Оснащен двумя электродвигателями, шестиступенчатой роботизированной коробкой передач, дверьми-бабочками и тканевой крышей, которая открывается за 15 секунд. Разгоняется до 100 км/ч за 4,4 секунды, правда ограничен максимальной скоростью в 250 км/ч.
Знаменит участием в фильмах «Миссия невыполнима: протокол Фантом» и «Духless».
Гоночный спорткар серии BMW Z4 GTE, принимавший участие в соревнованиях.
Многие из машин в BMW Welt можно потрогать, посидеть внутри, так сказать, потестить, ведь это не только бесплатная выставка, но и центр продаж. Но не будем здесь долго задерживаться, впереди много интересного в самом музее.
Здание штаб-квартиры и музея BMW поближе.
Музейная чаша имеет 20 метров в диаметре у основания, расширяясь к крыше до 40 метров, а выставочный зал занимает площадь в 5000 м². С 2004-2008 годы была проведена реконструкция. К основной музейной площади добавили просторное прямоугольное здание, что дало возможность расширить пространство выставки в 5 раз. Раньше оно составляло всего 1000 м².
По задумке архитектора Карла Шванцера, внутренний дизайн основан на концепции продолжения дороги в закрытом помещении.
Фото из интернета.
Так это выглядит в разрезе.
Проходя по музею, посетитель постепенно поднимается вверх по закрученному в спираль серпантину через 25 выставочных площадок, а затем спускается по эскалатору вниз.
На входе встречает выставка красивых машинок MINI Cooper. Далее нужно пройти на ресепшн, где находятся кассы. Стоимость билета для взрослого 10 евро, дети и подростки до 18 лет - 7 евро. Но есть классный бонус: семейная группа до 5 человек может пройти за 24 евро. В группе должно быть максимум двое взрослых и трое детей до 18 лет.
Первым делом попадаем к огромной стеклянной стене с мотоциклами.
Спортивный BMW R39 - первый одноцилиндровый мотоцикл 1925 года. Участвовал и побеждал в соревнованиях. Модель выпускалась до 1927 года и обладала отличными характеристиками по тем временам, разгоняясь до 90 км/ч и обладая мощностью в 6,5 л.с.
А это BMW R75 , выпускавшийся заводом во Вторую мировую с 1941-1944 годы. Использовался, в том числе, на полях сражений с Советским Союзом, поэтому его часто можно увидеть на старых военных фотографиях. Максимальная скорость 95 км/ч и мощность 26 лошадей.
Раритетный BMW 328 - спортивный двухместный призер многих соревнований и завоеватель наград. Принимал участие в 172 чемпионатах, одержав 141 победу. Выпускался с 1936 года и являлся прорывом автомобилестроения тех лет. Разгонялся до 150 км/ч.
Стена славы с кубками и наградами. Машина выпускалась в разных модификациях, имея открытый и закрытый алюминиевый кузов, а также помимо спортивного варианта, существовал обычный автомобиль, приспособленный для города.
Всего было выпущено 464 машины, из которых до настоящего времени сохранилось около 200.
Зал славы BMW как изобретателя и производителя одних из лучших в мире спортивных моторов.
Двенадцатицилиндровый V-двигатель P75 для гоночных автомобилей.
Возможно, не всем известно, что завод BMW выпускал также двигатели для самолетов. По сути, именно с выпуска авиационных моторов компания и начала свое существование. Небольшая предыстория:
Bayerische Motoren Werke (Баварские моторные заводы), а именно так расшифровывается аббревиатура BMW, начала свое существование в 1916 году. Но официально компания была зарегистрирована только год спустя, как производитель именно авиационных двигателей.
Основатели BMW - Карл Фридрих Рапп и Густав Отто. Один был инженером, второй авиастроителем. Оба к 1916 году имели маленькие убыточные фирмы. Но Первая мировая война принесла многочисленные заказы, что и привело к объединению в совместный бизнес.
После войны Германии было запрещено выпускать двигатели для самолетов по условиям Версальского договора и завод BMW оказался на пороге банкротства. Ведь авиастроение было их основной деятельностью.
Спасло автогиганта то, что руководство вовремя переключилось на производство моторов для мотоциклов, а затем в 1923 году талантливые инженеры Макс Фриц и Мартин Штолле изобрели собственную модель - BMW R32, сразу же завоевавшую себе отличную репутацию и зарекомендовавшую себя как быстрый и надежный спортивный мотоцикл.
Здесь представлена эволюция «тройки». В широком представлении не нуждается, так как считается самой успешной серией BMW. Первая модель была выпущена в 1975 году и сейчас насчитывает уже 7 поколений отличных автомобилей среднего класса. Последняя модель этой линейки поступила в продажу весной 2019 года.
BMW 700 мне немного напоминает дизайном наш Запорожец. Сравнивать, конечно, кощунство, но эти выпуклые круглые фары и компактный размер... На самом деле машинка красивая и на стыке 50-60-х годов была одной из моделей, которая практически вытащила концерн BMW из ямы банкротства. Выпускалась эта микролитражка в 1959-1965 годах, имела двухцилиндровый двигатель, мощность 32 л.с. и максимальную скорость до 120 км/ч.
Как думаете, что это? Эта космическая ракетообразная штуковина - гоночный мотоцикл 1935-1939 годов. На нем немецкий мотогонщик Эрнст Якоб Хенне в 1936 году установил мировой рекорд, разогнавшись на автобане под Франкфуртом-на-Майне до 272 км/ч.
А год спустя увеличил скорость до 279,5 км/ч, побив свой же рекорд и установив новый, который не могли переплюнуть еще в течении 14 лет. Только 1951 году гонщик Вильгельм Херц установил новый рекорд в 290 км/ч.
Сложно поверить, что в те годы существовали такие технологии.
Еще мотоциклы прошлого века.
В просторном зале представлены родстеры BMW 20 столетия. Например, этот - модель BMW 507, выпускавшаяся в 1956-1959 годах. Легкий алюминиевый кузов с плавными, обтекаемыми изгибами, прячет под капотом восьмицилиндровый V-образный двигатель мощностью 150 лошадей.
Завод выпустил всего 254 экземпляра таких машин, из которых сохранились 220, поэтому они являются популярными у коллекционеров, а примерная стоимость на сегодняшний день составляет около 1,5 миллионов евро и с каждым годом цена растет.
Этот роскошный автомобиль пользовался также большой популярностью у звезд. Среди его владельцев были Ален Делон, Элвис Пресли, Тони Сейлер, Урсула Андресс и Джон Сёртис.
Маленький спортивный родстер BMW 315/1 в ярком желто-синем цвете. Выпускался в 1934-1936 годах, имел 40 лошадей и разгонялся до 120 км/ч, но был ограничен всего 230 экземплярами.
Модель Dixi 3/15 DA была первым автомобилем, выпущенным заводом BMW с конвейера в 1929 году. Тогда компания только делала первые шаги в сторону автомобилестроения и для этого купила автомобильную фабрику Eisenach.
На фото усовершенствованная модель 3/15 PS DA3, которая была первым спортивным автомобилем BMW 1930 года.
Машины той же серии 20-30-х годов. Слева направо:
Dixi 3/15 PS DA1 1928 года - первый автомобиль завода BMW.
BMW 3/15 PS DA4 1931 года - последний в серии Dixi.
BMW 3/15 PS 1929 года - усовершенствованная модель первой Dixi.
Все автомобили этой серии объединяет четырехцилиндровый двигатель мощностью 15 лошадиных сил.
Один из прототипов BMW i8.
И еще один, в кузове родстер.
Снова BMW 328 в кузове родстер. Один из 464 построенных и выпущенных в конце 30-х годов для гонок автомобиль. Ранее мы видели его же, но с закрытым кузовом.
Одна из предыдущих моделей - BMW 327, выпускавшаяся с 1937-1941 годы. Также относится к классу спортивных автомобилей довоенного времени.
А это спорткар M1 1978-1981 годов. Двухдверный купе, 273 лошадиные силы и 260 км/ч максимальной скорости.
В конце 70-х Ламборгини заключили с BMW соглашение на производство гоночных автомобилей, но что-то пошло не так. В итоге BMW выпустил автомобиль сам, но внешне он очень смахивает на итальянского собрата тех годов.
У этой модели есть гоночная серия BMW M1 Procar, которая принимала участие в Формуле 1. Она имела 470 лошадей мощности и скорость более 300 км/ч.
А эта маленькая смешная машинка, по сути, спасла концерн BMW от банкротства после Второй мировой войны.
В начале 50-х итальянцы разработали этот микроавтомобиль, получивший в народе прозвище «пузырь» за свою необычную шаровидную форму. Машинка была двухместной и имела единственную дверь со стороны лобового стекла. Очень маленький двигатель, мощностью всего 9,5 лошадей, не позволял ей развивать большую скорость, но она отлично подходила для городских условий. Есть версия, что итальянские дизайнеры при проектировании Isetta использовали два скутера и холодильник. В 1955 году компания Iso SpA, выпустившая Isseta, решила продать лицензию на ее производство и заняться выпуском спортивных машин.
Немецкий концерн BMW в то время терпел колоссальные убытки, так как после окончания войны четыре их завода оказались на территории контролируемой СССР (или СВАГ), а завод в Мюнхене был разрушен после бомбардировок. К тому же союзники на западе запретили заводу заниматься производством машин и только в 1951 году BMW удалось выпустить свой первый послевоенный автомобиль - BMW 501. Но он оказался дорогим и не пользовался спросом у обедневшего населения.
К 1955 году ситуация стала критической, а над концерном нависла реальная угроза банкротства. Лишь благодаря счастливой случайности и решению купить права на выпуск Isetta у итальянских коллег, завод BMW смог снова наладить производство и спастись от разорения.
Автомобиль немного модернизировали, добавив мощности двигателю до 13 лошадей и увеличив скорость, а в условиях Суэцкого кризиса экономичность модели стала огромным плюсом для населения. Таким образом, маленькая BMW Isetta стала своего рода народным автомобилем послевоенных лет и выпускалась вплоть до 1962 года. В Германии получила забавные прозвища «катящееся яйцо», «автомобиль-приключение» и другие.
Помимо Германии, на базе Isetta производились автомобили также во Франции, Великобритании, Бельгии, Испании и Бразилии.
BMW 114 серии, также известной как 02, выпускался с 1966-1977 годы. Являлся предшественником знаменитой «тройки».
Этот автомобиль среднего класса производился в кузове седан, универсал и кабриолет, с четырехцилиндровым двигателем 1,6, 1,8 и 2 литра.
На фото модель 1968-1972 годов, BMW 2002 TI, мощностью 120 л.с. и максимальной скоростью 185 км/ч.
Эта яркая машинка привлекла мое внимание практически сразу, как мы вошли в музей. Внутренняя планировка позволяет видеть выставочные площадки задолго, как вы подойдете к ним. Вот и я, набравшись терпения, рассматривала другие творения BMW, ожидая, когда смогу оказаться ближе и увидеть детали. Девочки, такие девочки! Главное, чтоб было красиво и неважно, что там под капотом:)
Яркая раскраска гоночной BMW M3 GTR - это арт-проект от Сандро Чиа, современного итальянского художника.
"I have created both a picture and a world. Everything that is looked at closely turns into a face. A face is a focus, a focus of life and the world."
"Я создал и картину, и мир. Все, на что пристально смотрят, превращается в лицо. Лицо - это фокус, фокус жизни и мира" - как сказал художник о своем творении.
Традиции росписи машин BMW различными художниками уже 44 года. Первая была расписана в 1975 году Александром Колдером. Это была гоночная BMW 3.0 CSL. С тех пор проект BMW Art Car насчитывает 20 автомобилей.
Помимо машин, в музее BMW полно разных технических наворотов, интерактивных игрушек, инсталляций, не говоря уже о возможности прикоснуться к истории создания одной из самых крутых автомобильных марок прошлого и современности.
В целом, могу сказать, что музей будет интересно посетить всем без исключения. Даже такой «чайник» в технике как я, в восторге от увиденного и совсем не пожалела о проведенных часах в мире BMW.