1.
2.
1. Guido Reni (1575 - 1642)
St. Archangel Michael
ca. 1636
Rome, Santa Maria della Concezione dei Cappuccini
Фотография работы в интерьере церкви 2. Михаил Шибанов (* - ум. после 1789)
Архангел Михаил, попирающий сатану
Источник Викистатья об Архангеле Михаиле и хорошие ссылки. В частности, о значении его имени, о растительном орнаменте на нимбе, о мече (пламенный меч - иконография более поздняя; хотелось бы проследить его историю подробней), и т. д.
Далее совсем немного истории с появлением этого итальянского образа в России, в том числе - о художнике (правильней сказать, несколько цитат).
Сайт об истории Екатерининского собора в Херсоне:
"Нижний ярус иконостаса Екатерининского собора в начале века составляли 12 икон местного ряда: "Спаситель" и "Богоматерь", "Святая Екатерина" и "Святой Георгий Победоносец", "Иоанн Богослов" и "Иоанн Креститель с ягнёнком", "Апостол Пётр" и "Апостол Павел", "Три святителя" и "Андрей Первозванный", "Святой Владимир Равноапостольный" и "Святой Александр Невский" (возможно, в первоначальном иконостасе их было меньше). 7 из них, а также створки дьяконских дверей с изображениями Архангела Михаила и Архангела Гавриила ныне находятся в Херсонском художественном музее".
"Такие произведения, как образа "Младенец Иоанн Креститель с ягнёнком" и "Архангел Михаил", представляют собой копии работ западноевропейских мастеров, хотя характер повторений в каждом случае различен."Иоанн Креститель" - это довольно точное воспроизведение картины Мурильо, находящейся ныне в Эрмитаже. Во времена Шибанова она принадлежала Потёмкину, и нет сомнений, что именно по желанию владельца художник сделал повторение для сооружавшегося собора. "Архангел Михаил" - это хотя и близкое, но свободное повторение оригинала Гвидо Рени из церкви Санта Мария делла Кончеционе в Риме. Самого оригинала Шибанов не мог видеть и пользовался, вероятно, гравюрой. (По книге: "Алексеева Т.В. Исследования и находки. - М., 1976)".
Там же: "В первой половине 1783 года с художником Г. А. Потёмкина Михаилом Шибановым был заключён контракт на изготовление иконостаса, по-видимому, в качестве руководителя всех работ: живописных, столярных и золотарных".
Другой источник: "Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается "живописцем его светлости". Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века".
Еще фрагмент биографии: "Шибанов Михаил (ск. после 1789), живописец. Из крепостных крестьян Переславль-Залесского у. С 1783 Шибанов “вольный живописец”. Творчество Шибанова позволяет предположить, что он испытал влияние Д. Г. Левицкого (возможно, учился у него).
Ранний период деятельности Шибанова связан с семьей адмирала Г. А. Спиридова, героя Чесменского боя. В 1770-х Шибановым в Петербурге были написаны портреты жены, сыновей, племянников Спиридова.
В сер. 1780-х Шибанов состоял живописцем при Г. А. Потемкине, выполнял работы в Екатерининской церкви в Херсоне. Тогда же им были написаны портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова (оба 1787), портрет В. С. Попова - управляющего походной канцелярией Потемкина.
Шибанова называют создателем крестьянского бытового жанра в русской живописи. Полотна “Крестьянский обед” (1774) и “Празднество свадебного договора” (1777), на которых изображены “суздальской провинции крестьяне”, отличаются конкретностью сюжета, выразительностью почти портретных характеристик крестьян". (Л. Н. Вдовина)
В поисках гравюры, которой мог пользоваться Михаил Шибанов, нашлась не гравюра, но, разумеется, еще одно - чтобы получилось число - изображение Архангела Михаила на основе композиции Гвидо Рени:
3.
3. Св. архангел Михаил, попирающий диавола
Вторая четверть XIX в.
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
35х30х2,4 см.
Несколько выдержек
из экспертного заключения Независимой экспертизы произведений иконописи:
"Архангел Михаил несколько раз упоминается в Ветхом и Новом Заветах как предводитель ангельского воинства. В Откровении св. Иоанна Богослова описывается битва Михаила и его ангелов с драконом (дьяволом) при наступлении конца мира (Откр. 12: 7). Христианская Церковь считает, что Михаил был одним из трех ангелов-путников, посетивших Авраама, изгнал Адама и Еву из рая после их грехопадения, спас трех отроков из пещи огненной, явился Иисусу Навину у стен Иерихона и даровал тому победу над врагами, разрушил Содом и Гоморру, поразил войско ассирийского царя, вывел апостола Петра из темницы, сотворил чудо в Хонех и т.п. Архангела Михаила почитали как покровителя православного воинства и как проводника душ в загробное царство. Побеждающим дьявола Михаил был впервые в русской иконографии представлен на гравюре Симона Ушакова 1668 г. С тех пор этот извод получил распространение в иконописи. В XVIII-XIX в. в России имели хождение гравюры с произведений Рафаэля и Гвидо Рени на этот сюжет. (...)
...в основу иконографии положена картина Гвидо Рени «Архангел Михаил, попирающий сатану» (1636 г.). Однако западная иконография и стилистика значительно переработаны: атрибутируемый образ приобрел явственные черты русской иконы, роднящие его с такими произведениями, как «Св. Никита, побивающий беса» (1844, Гос. Русский музей).
(...)
Редкая иконография показывает св. Михаила в облике воина-триумфатора, защитника владельца иконы от диавола и всякого зла. Такие образы пользовались популярностью в просвещенных слоях населения, в том числе при императорском дворе".
Вот что бывает из посетившего три года назад желания поздравить кузена в день его небесного покровителя.
Апд. Но не могу сдержать улыбку, созерцая эти ленты и банты у Рени.
Похоже, одна из тенденций - изображать Архангела Михаила с очень темными (разумеется, излишне говорить, что черный в иконописи отсутствует) крыльями.
Еще один пример.