Sep 04, 2021 00:40
Еще одна маленькая заметочка о посещении выставки. Здесь нечего сообщать: коллекция известна, выставка многократно описана и обфотографирована, никаких неожиданных ракурсов - сплошное удовольствие. То есть, среди всех экспозиций, которые были и будут здесь описаны, эта - одна из самых близких мне с эстетической точки зрения.
Пушкинский нынче не тот. Лошак - ну, простите меня, фамилия говорящая. Нет, что-то вроде иногда приезжает выставляться в этом музее, но в основном происходит обращение к запасникам. Очередей тоже не наблюдается. Короче, "Москва - Париж" не повторится. Но, к моему удивлению, большую часть из того, что впечатлило меня тогда, я увидела сейчас. Тогда, в 81-м, будучи совсем юной, я даже не осознала, насколько существенную часть той экспозиции составляла собственность Пушкинского музея.
Впечатления добавило и то, что при входе в этот раз мы столкнулись с очередью. Ну, потому что пришли в самом конце выставки, да еще и в конце дня. Пришлось даже прорываться через служебный вход.
В первом же зале мы капитально зависли. Там как раз были всякие штучки - ткани, шкатулки, какие-то старинные предметы. Поэтому потом пришлось ускорится.
В залах с академической живописью, в целом, ничего особо не цепляло, кроме давно замеченного мною противоречия, которому я не нахожу достойных объяснений. Вот портрет настолько идеальный, что напоминает фотографию. На нем даже мазков не видно, все полутона идеально перетекают друг в друга. А рядом работа и идейно, и композиционно вроде интересная, но пропорции не получились, позы неестественны и т.д. То есть, в музейной живописи 15-18 веков соседствуют работы поразительного разброса по уровню мастерства авторов. Кстати, в Третьяковке такого разброса я не вижу в принципе. Возможно, еще поэтому меня все время цепляет это странное соседство.
Ну, а потом был зал импрессионистов. Вот... ну, почему так нравится на это смотреть? Не мне же одной, всем нравится. Просто нравится, просто удовольствие. Не нужны комментарии искусствоведов, разглядывание деталей, понимание историко-культурной подоплеки... Как будто импрессионисты нарисовали тот мир, в котором хотелось бы оказаться.
Хорош был "иконостас" Гогена. И "Танец" Матисса в отдельном зале. Запомнились силуэты мощных античных скульптур, завешанных занавесом на период выставки. Как призраки стояли они за этим более поздним искусством...
Но все стирается в памяти. Остатки впечатлений, смутные образы картин... Остается только воспоминание о том, что очень приятно находится в их окружении - Моне, Мане, Писсаро, Сислей, Ренуар...
осебятина,
talking to silence,
Москва