Когда-то случилась у меня идея сделать рубрику "Ж vs М", посвященную гендерному различию взглядов на ряд повседневных вещей. Особенно я разгорелась, когда переводила "Почему он это делает?" Но понимала, что о таких вещах нельзя говорить на эмоциях - это будет "casus belli", а я не собиралась воевать. Идея-то как раз была в примирении...
И я ждала, пока эмоции улягутся. Ждала-ждала, пока не дождалась...
Когда эмоции улеглись, тема стала мне неинтересна)). Вернее, писать на эту тему стало неинтересно. Потому, что за это время я поняла, что никто особо не ищет примирения - каждый хочет играть только по своим правилам. И если ты с ним не согласен, то это - casus belli... Поэтому людям мои тексты будут неинтересны. Самой мне не с кем искать примирения, а значит незачем писать Воображаемому Читателю. Можно, конечно, просто говорить в Пространство, чтобы "сделать мир луше", но... с возрастом этот мир интересует нас все меньше.
Так зачем я тогда все это пишу? Видимо, чтобы "закрыть гештальт")))
Когда я переводила Лэнди Бэнкрофта, я, к полному своему ужасу, осознала, как "широко простирает абьюз руки свои в дела человеческие"... Было очевидно, что Бэнкрофт видит только жестокие формы его проявления, граничащие с криминалом или переходящие в него. Кстати, именно поэтому он и не находил методов для его преодоления. Если бы он взглянул шире на более мягкие формы манипулирования, контролирования, шантажа и запугивания, он, прежде всего, увидел бы, как безмерно распространен этот тип поведения в человеческом мире. Скорее всего, выявил бы и причину, поскольку свой первый шаг он делал именно в этом направлении, когда говорил, что бытовая жестокость зиждится не на нервных срывах и неспособности контролировать эмоции, а на жизненных убеждениях абьюзера.
Да, причина уходит корням в воспитание. Наиболее распространенная ситуация - когда ребенка совершенно не учат "теории разума", то есть стремлению понять, что думает и чувствует другой человек. В реальности, если вы никогда не обращаете внимания ребенка на этот аспект, он едва ли сам когда-нибудь допетрит до такой идеи. Так и будет всю жизнь жить запертым в собственное миропонимание, в системе "я и Мир", и все люди будут включены в этот Мир, только "я" будет вне его.
Самыми уязвимыми оказываются дети из тех семей, где их не учат жить: что делать, когда общие правила не работают; где надо делать, но знать меру; как работать над своими ошибками; почему другие тебя не понимают - и тому подобным вещам. Детям втолковывают общие правила, игнорируя "частные ситуации". Ребенок видит, что родители сами часто не следуют этим правилам (тип воспитания "делай как я говорю, а не как я делаю"), и потихоньку учится хитрить и выкручиваться. Так вырастает лжец и манипулятор... Если это интеллигентная семья, то он становится "тихим абьюзером".
Родители часто растят абьюзеров не со зла и не от дурноты характера, а по недоумию, по неумению. Недавно я столкнулась с несколькими правилами воспитания, которые увлеченно обсуждали молодые мамы. А я только думала: "Какой дурак это мог придумать?" Отчасти я догадалась, какой...
Такое, например, правило: "Хвалить девочек просто так, а мальчиков - только за достижения" Блин... Сколько я их видела, этих повзрослевших мальчиков, искавших той безусловной любви, на которую способна только мать. Они выжимали ее из своих женщин, как "сок из межклеточного пространства", не понимая, что это не наша роль. Со вторым мужем у меня был период, когда мне казалось, он впал в состояние "а если я буду еще хуже, ты будешь меня любить? А если еще хуже?" И первый искал такой любви у всех четырех своих жен, но увы - он снова холостяк... И вокруг меня таких было полно. Родители "любили" их только когда они соответствовали определенным стандартам (например, радовали своими достижениям), а когда не соответствовали - выраженно демонстрировали свое разочарование. У таких детей вызревало желание найти кого-то, кто будет любить их всегда, независимо от их соответствия или несоответствия. Как только они дорывались до отношений с противным полом, они начинали искать такую любовь там. А там ее нет). Женщина всегда будет оценивать своего мужчину. Она может никак это не демонстрировать, но оценивать будет, не стройте себе иллюзий. Безусловно любить может только мать, и если вас в детстве хвалили только за достижения, вам придется принять это и закрыть тему. Но не повторяйте такого со своим детьми, будь то мальчик или девочка!
Что касается "хвалить девочек просто так" - это вообще заговор какой-то! Девочкам не нужны достижения?! Нарядим ее, как куклу, и посадим под ёлку? Кого вы собираетесь вырастить, расхваливая просто так? Принцессу Дурандот? А вы уверены, что для нее прынц найдется? Он же всегда стремится к достижениям - так его растили. Достигнет вашей принцессы и дальше пойдет... Уж он-то точно не будет всю жизнь хвалить ее просто так.
Еще один шедевр: "надо учить девочку просить деньги". Вот тут я понимаю, откуда ноги растут: вековая дискредитация женского
труда в семье, да. Одна из коронных фраз выпускников Академии Абьюза: "Ты же дома сидишь, все равно ничего не делаешь". Соответственно, по логике придумавших это правило, девочке надо внушить, что ее труд в домашнем хозяйстве и воспитании детей заслуживает уважения и оплаты, а значит она имеет право на деньги, которые зарабатывает муж. Все очень красиво, пока вы не сталкиваетесь лицом к лицу с абьюзером, которому все равно, что говорить, лишь бы не дать жене денег... Вековую проблему попрошайничеством не решить. А стоит чуть чуть надавить - мигом запишут в стервы, этот процесс давно отлажен.
Это один из тех случаев, когда действовать надо по ситуации, здесь нет общих правил, желательно лишь, чтобы девочка - скорее, девушка - в соответствующем возрасте знала, что ее может ждать, и постаралась обсудить этот аспект со своим избранником "на берегу", а не после того, как отправилась в плавание.
И последнее достижение квасной педагогики: "мальчиков надо воспитывать по правилам, а девочку - по интуиции". Ничего не имею против интуиции, но когда ее не сопровождает разум, она может не на шутку разгуляться. Что касается воспитания по правилам - это то же самое, что хвалить только за достижения. Те же недолюбленные дети вырастают. Достается, почему-то, в основном мальчикам. Ну, и чего тогда удивляться разгулу абьюза? Недолюбленные дети не вырастают добрыми и заботливыми.
Меня удивляет какая-то дикая непросвещенность в зоне воспитания детей. Чему только не учат в наших школах, но ни слова, ни полслова о родительской роли. Это ж полный бред получается. И вот у нас то неуемные яжематери, то брошенные дети, то они растут, как трава в поле, то с ними носятся как с писаной торбой. И на выходе куча психотравм всех форм и оттенков. С этого надо начинать...
Хм ,ну, ладно, высказалась. Но вот закрыла ли гештальт - не уверена)).