В рамках "Нейропсихологии для чайников" хочу попробовать привести пример из собственной жизни, хотя не уверена, что из этого что-то получится. Пример этот касается только что выложенного текста, где упоминается вербализация, а так же может послужить для будущего поста про некоторые особенности нашей памяти. В общем, пробую.
***
В один прекрасный год "Дорогое Мирозданье" подарило мне подсказку для самопомощи. Звучала она так: "Не заполняйте внутреннюю пустоту проблемами других". А получена была при весьма забавных обстоятельствах.
Случилось так, что у меня в одночасье накрылся телефон. Просто перестал включаться вообще. Стал мертвый, как дверной гвоздик. И произошло это за несколько дней до моего очередного отъезда в Таллинн. Телефон был нужен срочно, а денег на то, чтобы купить что-то приличное, не было. Тогда Дашина подружка предложила мне взять ее "резервную" нокию и пользоваться ей, пока я не куплю себе нормальный телефон.
Нокия была мне совершенно незнакома. Я испытывала трудности с простейшими операциями, и на основе моих упражнений с этим телефоном можно было бы поставить небольшую клоунскую репризу). Среди прочих шуток, в один прекрасный день он, ни с того, ни с сего начал мне громко вещать что-то про ангелов-хранителей. Я ничего не нажимала! Разве что случайно... Поэтому остановить эту лекцию я не могла. Слава богу, в этот момент я находилась в гостиничном номере, одна. А представьте, если бы этот самостийный телефон затеял бы такой разговор в самолете!
Но и в номере я рано радовалась. Почему-то именно в этот момент нужно было прийти уборщице. Я попыталась ее не пускать, но она дала мне понять, что должна убраться в номере именно сейчас. Пришлось уступить, и пока она убиралась, я, как ненормальная, слушала лекцию про ангелов-хранителей, которых надо любить. Мне пришлось прекратить попытки выключить телефон методом случайного тыка, чтобы не выглядеть еще более подозрительно)). При этом я не знала, понимает ли уборщица по-русски - вполне могло такое быть, я-то с ней пыталась по-английски объясниться - и чувствовала себя полной идиоткой.
Позже выяснилось, что хозяйка телефона - поклонница некого мыслителя (кажется, его фамилия Седельников, но могу ошибаться), и она записывала его лекции с какого-то радио. Поэтому в телефоне был некоторый запас таких текстов, и незадолго до того, как вернуться к своей хозяйке, он снова по собственной инициативе прочитал мне небольшой отрывок лекции. На этот раз речь шла о каких-то злобных маятниках. Но среди прочего я услышала вышеприведенную фразу про внутреннюю пустоту и почувствовала - это ко мне.
В тот момент жизни я билась в страстных стремлениях помочь окружающим в решении их проблем, связанных с психологическими коллизиями. Я уже начала ощущать некую странность в собственной настойчивости, но поскольку при этом проблемы у людей были реальными, а не плодом моей фантазии, то желание помочь казалось скорее естественным, чем потенциально эгоистичным. Идея о внутренней пустоте была довольно жесткой, и я ничего такого не ощущала в себе. Однако фраза прозвучала для меня как пригорвор предполагаемый диагноз, и я невольно стала ее проверять.
Это был долгий процесс, деталей которого я не помню, поскольку проходил он на фоне ураганов, носившихся по моей жизни, и общего кризиса межличностных отношений. Апофеоз, пожалуй, отразился в этом посте:
http://sevencats.livejournal.com/343763.html. На самом деле, это доказательство того, что я, в конце концов, поняла суть подсказки, хотя в тот момент явно о ней не вспомнила.
Со временем я научилась "не заполнять пустоту чужими проблемами", хотя чем ее заполнять пока так и не обнаружила. Заполняю всякой ерундой)
Но пост пишу не ради этого). Просто недавно я наткнулась на дневниковую запись о том, как я услышала эту фразу, и обнаружила... что ее не было. Приведу отрывок:
"Снова заговорил телефон. Рассказал мне про какие-то агрессивные маятники. Они же балансирующие силы. О них было и в той первой передаче (про ангелов-хранителей). Они почему-то плохие. Я не понимаю этого концепта. Но суть не в этом. Суть в том, что человек, полностью посвящающий себя другим людям, делает это потому, что у него в душе пустота. И нужно полюбить себя. Тогда вроде как и всем вокруг будет хорошо. А если с пустотой внутри отдавать себя людям, то в дело вступят маятники. Ну, и вроде как это вообще не искренне".
То есть, мало того, что в тексте нет фразы, которая как штамп сидела в моей голове, но и проблема в нем освещена совсем другая: бездумно отдавать себя людям и заполнять свой пустой мозг чужими проблемами - это совершенно разные вещи. Корень один, но пути различны. В первом случае человек растворяется, теряет сам себя, а во втором - жестко сохраняет свою личность, но не знает, что ему с ней делать.
Получается так, что, получив подсказку, я так и не смогла понять, какое отношение она имеет ко мне, и, вроде бы забыла о ней. Однако некоторое время спустя она "вспомнилась" мне, но уже в таком виде, который наглядно демонстрировал это отношение. И я стала пытаться исправить ситуацию. Сейчас мне стало понятно, что мое первое недоумение было более чем объяснимо, поскольку картинка, описанная в передаче, была вообще ко мне неприменима.
На мой взгляд, это неплохой пример механики работы мозга: моё Я (все моё Я, ЧеловекоШимпанзе) начинает настораживать слишком настойчивое собственное стремление помочь людям - вероятнее всего потому, что люди от этой помощи последовательно отказываются, вежливо, но твердо). Озабоченный этой проблемой Шимпанзе улавливает в телефонной лекции некую ассоциативную связь. Разум, не владеющий искусством ассоциации, лишь недоуменно пожимает плечами. Несмотря на это, Шимпанзе в тайне начинает отрабатывать "подсказку", в результате чего не только точно определяется с собственно проблемой, но и успешно вербализует ее для Разума. Я, честно, не помню, когда это случилось, и, видимо, это случилось не в одночасье, но уже давно живу с уверенностью, что именно такую фразу я услышала из телефона: "Не заполняйте внутреннюю пустоту проблемами других".
Этот любопытный каприз памяти иллюстрирует еще одну особенность работы нашего мозга: "контент", хранящийся в ячейках нашей памяти, подвергается постоянной обработке с целью оптимизации, в результате чего наши воспоминания носят компелятивный, а не регистрационный, характер. Я надеюсь немного объяснить это в отдельном посте.
И, кстати, обратите внимание, как дневники помогают бороться с такими капризами памяти. Да и с вербализацией они тоже помогают, ведь письменный текст мобилизует нас на то, чтобы четче и конкретнее выражать свои мысли.